Плосков Константин Николаевич (выпускник охотфака КСХИ 1981)
Вся информация взята с сайта www.cobakabezproblem.ru
Родился в г. Майли-Сай, Киргизия, в семье инженеров по разработке урановых месторождений. Семья переезжала с одного рудника на другой и меня всегда окружала девственная природа с не пуганными обитателями — дикими животными. Возможно, это и сформировало у меня стойкое увлечение изучением их жизни. Дома всегда жило много диких животных. Вот некоторые из них. Птицы: сизоворонка, галка, сорока, ворон, пустельга, степной орел, несколько среднеазиатских майн (все были отличными говорунами). Млекопитающие: заяц-толай, ондатра, разные виды тушканчиков, сусликов, сонь. Рептилии: два среднеазиатских варана, ужи, безногие ящерицы — желтопузики, гекконы, змеи. Земноводные: серые жабы, лягушки.
Все свободное время посвящалось чтению дневников естествоиспытателей. Я рано прочитал дневники Миклухо-Маклая (антрополога), Беллинсгаузена (первооткрывателя Антарктиды), Р. Скотта, Р. Амундсена, Р. Пири и Ф. Кука (покорителей Южного и Северного полюсов) и многих других путешественников. А также вылазкам на природу, строительству клеток или террариумов и добыванию корма для моих подопечных.
В 14 лет произошли события, которые сильно повлияли на мое развитие. Родители подарили мне щенка добермана и
ружье. В Ленинграде, куда взял меня с собой отец в 1967 году в служебную командировку, в книжном киоске на станции метрополитена я увидел учебник по искусству сохранения и коллекционирования добытых зоологических экспонатов — М. А. Заславского «Таксидермия птиц» (и упросил отца купить его мне). А чуть позже прочитал популярные книги Нобелевских лауреатов, этологов: Нико Тинбергена «Поведение животных» и Конрада Лоренца «Кольцо царя Соломона», «Человек находит друга» и другие.
Несмотря на уже сформировавшиеся взгляды полевого биолога, я долго не мог понять, как в дальнейшем мне повышать образование. Пока, случайно не обнаружил в любимом журнале «Охота и охотничье хозяйство» информацию о наборе студентов на факультет «Охотоведения» в Кировском сельскохозяйственном институте. Наконец-то я знал, куда мне поступать после окончания школы.
Но, поступил в выбранный вуз я только в 1976 году, отработав 2 года на горно-металлургическом комбинате электромонтером сетей высокого напряжения и отслужив 2 года в Советской армии, в зенитно-ракетных войсках (ПВО страны).
Когда я перешел на второй курс обучения, нам, согласно приказу по высшему образованию для студентов, обучающихся по специальности «Биология», ввели обязательное чтение курса этологии (науке об наследственно закрепленных формах поведения животных). На наш факультет пригласили читать этот курс заведующего лабораторией Прогноза численности охотничьих животных Всесоюзного научно-исследовательского института охотничьего хозяйства и звероводства имени профессора Бориса Михайловича Житкова (ВНИИОЗ), доктора биологических наук, Сергея Александровича Корытина, в тот момент проводящего обширные экспериментальные исследования обонятельной ориентации у хищников.
Моя судьба была решена. Именно за этими знаниями я и пришел на данный факультет! После второй лекции,
мы с другом побежали во ВНИИОЗ и вместе с сотрудниками лаборатории встали в очередь перед кабинетом заведующего Сергея Александровича Корытина, чтобы просить его подключить нас к исследовательской работе.
Быстро пролетели годы учебы. И после защиты дипломной работы, я был направлен для проведения исследовательской работы в Среднеазиатское отделение ВНИИОЗ (г. Ташкент).
В Ташкенте, на территории змеепитомника Зоологического научно-исследовательского института АН Узбекской ССР (где мы арендовали помещения) я познакомился с исследовательской группой зоопсихолога Зафаржана Раимжановича Душабаева, проводившей исследования интеллектуальных способностей у животных. Произошел еще один поворот в судьбе — меня
приняли зоопсихологи. После прослушивания курса Зоопсихологии на философско-экономическом факультете Ташкентского университета, я перешел на работу в университет, на кафедру психологии.
Это было очень трудное и интересное время. Мы на собственные деньги приобретали необходимое оборудование и под руководством З.Р.Душабаева строили «лабиринты» — установки для исследования интеллекта у животных, в ночное время проводили эксперименты и с увлечением обсуждали полученные
данные. Зафаржан Раимжанович не только обеспечивал общее руководство, выдвигал гипотезы, проектировал адекватные исследовательским задачам экспериментальные установки, помогал правильно интерпретировать полученные результаты, но и находил помещения для содержания животных и оборудования.
В стране наступали перемены. Они и жажда приключений повели меня дальше. В 1985 году, с благословения моих учителей Зафаржана Раимжановича и Сергея Александровича, а также благодаря помощи моих друзей-охотоведов, Владимира Бурканова и Николая Лыскина, я переехал на Камчатку и устроился младшим научным сотрудником в лабораторию Морзверя Камчатского отделения ТИНРО (Тихоокеанского научно- исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии). Новый объект исследования — северные морские котики Командорских островов. Новые звери со сложным социальным поведением, новые впечатления.
Многомесячные экспедиции на Командорские острова (о. Медный и о. Беринга), облеты Камчатки на самолетах, вертолетах. Длительные переходы на судах (научных и рыболовецких). И, конечно — вулканы и океан — эти две опасные для человека, но такие завораживающие внимание стихии, приводили меня в восхищение. Чувство принадлежности к этому удивительному миру, романтика путешествий, помогали выживать в опасных условиях. Не раз мне приходилось быть на краю гибели, повисая на каменной скале на 300 метровой высоте над котиковым лежбищем или пытаясь добраться до суши в тонущей лодке с заглохшим мотором.
Не удивительно, что во всех этих путешествиях меня продолжали сопровождать собаки. И, по мере того, как все труднее было проводить исследования морских млекопитающих (из-за распада СССР и удорожания экспедиционных расходов), все чаще приходила мысль, что вот он — самый приближенный к человеку зверь — собака, которая спасает меня от различных угроз во время путешествий, во многом все еще остается для меня загадкой. В частности, несмотря на прикладную дрессировку своих собак, дома (в городе) многое в их поведении меня не устраивало. Эта мысль не давала мне покоя до тех пор, пока в 1992 году я не решился уволиться из ТИНРО с целью продолжить самостоятельное исследование причин проблемного поведения собак и особенно — их агрессивного поведения.
Так, совершив полный круг, судьба вновь вернула меня к собакам. Вся предшествующая научная подготовка была мобилизована на новый исследовательский проект, который и был завершен в конце 2010 года c выпуском в свет книги «Новая методика Лидерско-Ролевого обучения собак (ЛИРОС)». Наброски этой методики я начал делать, еще работая консультантом по проблемному поведению собак в Москве, но всегда возникали новые вопросы, на которые я нигде не мог найти ответа. Для завершения исследования необходимо было провести самостоятельные эксперименты на собственной территории. Такой площадкой и стал частный дом в деревне Ястребино, Ленинградской области. Здесь я не только окончательно сформировал новую концепцию обучения собак (в тесном сотрудничестве с моими учителями С. А. Корытиным и З.Р. Душабаевым), но и проверил ее действенность при дальнейшей прикладной дрессировке (на примере подготовки легавых собак к охоте на полевую дичь), а также снял видеоматериалы по практическому применению методики.