Хлебосолов Евгений Иванович (выпускник охотфака КСХИ 1978)
Информация взята из предисловия к сборнику трудов "Поведение, экология и эволюция животных" под общей редакцией В.М. Константинова. Рязань, НП "Голос губернии", 2009 г.
Существуют особая категория людей, жизнь которых подчинена поиску истинного предназначения человека, воплощению высших идеалов и ценностей. Они ставят перед собой сверхзадачи и решают их, показывая возможности человеческого разума, воли, силы духа. К этой категории людей несомненно принадлежит Евгений Иванович Хлебосолов (1957-2008). Наш рассказ – краткое описание пути, пройденного им за 51 год, и его ответов на вопрос, для чего и как следует жить, которые он давал на разных этапах своей жизни.
Евгений Иванович Хлебосолов родился 11 февраля 1957 года в семье пограничника, охранявшего в то время южные рубежи нашей Родины. Вместе с отцом – Иваном Алексеевичем, мамой – Ниной Александровной и сестрой Ольгой, он переезжал с заставы на заставу.
Уже в первые годы жизни в нем проявилась огромная жажда познания, которая тянула его на разные «подвиги». Он регулярно сбегал из детского сада, предпочитая изучать окрестности и лазать по деревьям. Однажды отец увидел Евгения, барахтавшегося в мутных потоках грохочущего Пянджа, и едва успел спасти его, въехав на лошади в реку и вытащив оттуда чудом уцелевшего сына. С того времени он старался брать его везде с собой.
Однажды отец заметил, что Евгений начал курить. Тогда он объяснил сыну, что это очень вредно, а потом сказал, что с этого дня он сам никогда не будет курить. Слова отца, а еще больше его личный пример, оказали огромное воздействие на Евгения: никогда впоследствии его не тянуло к сигаретам и алкоголю.
Очень рано отец доверил сыну ружье, научил стрелять и охотиться. Евгений был неизменным участником всех «царских охот»: местное начальство ценило его за наблюдательность и меткость стрельбы. В 9 лет он мог самостоятельно выследить и убить кабана, а потом полностью разделать его.
Жизнь на заставах, где не всегда были сверстники-дети, сделала его задумчивым, погруженным в себя и окружающую природу человеком. Вспоминая детство, проведенное на заставах Казахстана, Таджикистана, Литвы и Белоруссии, Евгений Иванович говорил, что это было постоянное пребывание в природе, частью которой он себя ощущал. Наблюдая за поведением зверей и птиц, он научился «сливаться с ними сознанием», «становиться ими», понимая жизнь животных изнутри и предугадывая их действия.
С детства Евгений стал жить по принципу: «делать в жизни главное и с опережением, чтобы все успеть!». На год раньше времени он пошел в школу, которая находилась в пяти километрах от заставы. Туда он ездил каждый день на лошади через лес. Родители боялись отпускать маленького сына одного, но он настоял на своем!
Сам Евгений Иванович делил свое школьное детство на две части: с первого класса по восьмой он учился на «отлично», не прикладывая к этому особых усилий; девятый и десятый класс он получал преимущественно тройки и четверки, хотя занимался самоподготовкой практически весь день после уроков в школе. Это было связано с переездом его семьи в город Гродно, где он впервые понял, что школьную программу знает плохо, и стал учиться по-настоящему. Со свойственным ему упорством Евгений стал «подтягивать» себя практически по всем предметам. Из педагогов ему больше всех запомнился учитель физики, который не только интересно преподавал свой предмет, но и старался воспитывать детей. Его фраза «никогда не читайте книги с желтой полосой» (то есть популярное «чтиво») врезалась в память на всю жизнь. Любимым предметом в школе была литература, а биологию он не понимал и не любил.
Свое будущее Евгений всегда связывал с небом. На протяжении всех школьных лет он мечтал стать летчиком-испытателем и готовился к этому. Вместе с тем он не мог представить свою жизнь без природы, охоты и путешествий. Решающим оказался для него совет отца, предложившего поступать на факультет охотоведения Кировского сельскохозяйственного института. Попасть туда в те годы было очень трудно: конкурс достигал 17 человек на место, многие поступали после армии и нескольких неудачных попыток. С трудом выдержав вступительные экзамены, в 16 лет Евгений стал студентом. По словам однокурсников, он был самым юным, но одновременно одним из самых авторитетных студентов.
Учеба состояла из лекций, лабораторных занятий и большой практики, проходившей ежегодно в разных районах Советского Союза. За годы учебы Евгений побывал на озере Балхаш и в Приморье, в горах Средней Азии и на острове Врангеля. В лесах Кировской области с друзьями-однокурсниками он охотился на боровую дичь и медведя.
Вспоминая студенческие годы, Евгений Иванович отмечал, что его жизнь была полна романтики, путешествий, поиска своего места в жизни. Слушая лекции по специальности, он всегда сопоставлял слова преподавателя с тем, что знал из личного опыта: с чем-то соглашался, а с чем-то нет. Однажды к ним пришел новый преподаватель и сказал: «Ребята, я должен готовить из вас будущих охотоведов и читать вводную лекцию по программе, но сегодня я хочу рассказать вам о том, как здорово заниматься наукой!» После этой лекции Евгений вышел ошеломленный и озадаченный. На следующую практику он поехал уже не охотиться, а изучать зверей и птиц. Сделать это было не просто: декан факультета неоднократно выставлял за дверь назойливого студента, просившегося поехать не на учебную практику, а в научную экспедицию, но потом все же разрешил.
Материал для своей дипломной работы, посвященной белому гусю, Евгений приехал собирать на остров Врангеля. Красота природы и увлекательная научная работа настолько впечатлили его, что он не хотел возвращаться в Киров. Его буквально выпроводили с острова, уговорив уехать «на время, только за дипломом». Теперь он точно знал, что станет ученым и будет работать только на севере. Но для этого нужно было сначала закончить институт и отслужить полтора года в армии.
Сразу после государственных экзаменов, еще не получив диплома, Евгений побежал в военкомат, где к этому времени уже закончился весенний призыв. Ему удалось убедить военкома, что он не должен терять в жизни время и хочет срочно отправиться служить. Военком спросил молодого человека, что он любит кроме науки, на что получил ответ – путешествовать. Тогда военком отправил его в Пермь, в часть, занимавшуюся сопровождением военных грузов. Жизнь по уставу, постоянная ответственность за вверенный ему грузовой состав и солдат, практически круглосуточное несение обязанностей сделали из Евгения еще более дисциплинированного и ответственного человека.
Сразу после окончания службы в армии, получив, наконец, диплом по специальности «Биология», Евгений Иванович отправился в Магадан. Здесь он планировал устроиться на работу в Институт биологических проблем Севера Дальневосточного отделения Академии Наук СССР, чтобы заниматься изучением белого медведя на острове Врангеля. Но в соответствующей лаборатории свободных мест не оказалось. Ему предложили временно устроиться в лабораторию орнитологии, где он работал десять последующих лет. Именно птицы оказались наиболее удобным модельным объектом для изучения проблем, волновавших молодого ученого.
Коллектив лаборатории, где Евгений Иванович был сначала лаборантом, а потом научным сотрудником, состоял преимущественно из выпускников Ленинградского университета. Суровые неписанные правила гласили: (1) хочешь заниматься наукой – сам подходи к старшим коллегам, все спрашивай и всему учись; (2) чтобы собрать достаточный материал, ты должен каждый год по 6 месяцев проводить «в поле»; (3) если ты лаборант, то должен сначала 8 часов отработать с руководителем на общее дело, а потом можешь работать «на себя»; (4) если ты не пишешь хотя бы одну хорошую статью в год, тебе не место в лаборатории; (5) ты должен знать по своей проблеме все, что сделано в отечественной и мировой науке до тебя.
Первым научным руководителем Евгения Ивановича был заведующий лабораторией орнитологии Института биологических проблем Севера Александр Васильевич Андреев. С ним Евгений Иванович делал первые шаги в науке, впитывая необходимые знания и опыт, но не всегда соглашаясь с его научными взглядами. Вторым научным руководителем Евгения Ивановича в годы его московской аспирантуры стал Юрий Иванович Чернов, возглавлявший лабораторию синэкологии в Институте экологии, морфологии и эволюции животных Академии Наук СССР. Этих ученых, а также многих других своих коллег – настоящих тружеников науки, Евгений Иванович вспоминал с глубокой благодарностью.
Многие годы напряженной работы потребовались Евгению Ивановичу, чтобы из охотоведа превратиться в ученого-биолога. Это были годы упорного труда и непрерывного научного поиска! За это время Евгений Иванович объездил с экспедициями не только всю северо-восточную часть России, но и весь юг СССР. Чтобы успеть сделать в жизни главное, а это была наука, – он не жалел себя! Иногда ему удавалось побывать «в поле» трижды за год: весной он изучал птиц в горах Казахстана или в пустынях Средней Азии, летом работал в Якутии или Магаданской области, а осенью опять отправлялся за птицами на юг.
Постоянными спутниками молодого ученого в те годы были брезентовая палатка и таежная избушка, гнус, практически круглосуточное наблюдение за птицами, жизнь на износ, многочисленные трудности и лишения, а подчас смертельные опасности. Однажды, когда Евгений Иванович вместе с Сергеем Дровецким несколько месяцев работал в низовьях Колымы, их жилище посетил медведь. Он раскидал по поляне остатки продуктов, смешав крупу, макароны, сахар и чай. Это был конец полевого сезона, но долгожданный вертолет так и не прилетел: о них тогда забыли! Нужно было выбираться самим. Взяв ружье с несколькими оставшимися патронами, один на двоих спальник, а главное – ценнейший научный материал, они пошли к ближайшему человеческому жилью. Груз был настолько тяжелым, что колено Евгения Ивановича не выдержало. Ученым удалось тогда выйти к людям, но последствия травмы были очень серьезными: несмотря на помощь врачей и занятия горнолыжным спортом, ноги так и не пришли в норму. Однако воспоминания Евгения Ивановича об этом случае и о многих других были самыми светлыми. Любовь к северу и к экспедициям, уважение к товарищам он пронес через всю жизнь. Спустя годы, уже тяжело больной, он собирал оставшиеся силы и ехал со студентами в страну полярного дня – тундру, без которой просто не мог жить!
Занятие наукой невозможно без знания иностранного языка. Учить английский он начал «с нуля», но скоро добился значительных результатов: стал свободно читать научные статьи, вел обширную переписку с учеными разных стран, занимавшимися близкими проблемами и помогавшими ему собрать необходимую литературу, принимал зарубежных ученых и сам ездил за границу. Он побывал во многих странах мира, но всегда возвращался назад, потому что любил свою страну.
Особенно запомнилась ему поездка в Великобританию, куда он отправился для участия в трехмесячном проекте по изучению питания птиц. В это время он успел выступить на научной конференции, проходившей в Оксфорде. Евгений Иванович вспоминал, с каким волнением он делал доклад на английском языке о результатах своих исследований, после которого зал стоя приветствовал молодого ученого. Тогда ему предложили бесплатную годовую стажировку в Оксфорде, правда без стипендии. Это была уникальная возможность поработать в одной из богатейших библиотек и познакомиться с ведущими учеными мира! Первую половину дня он обычно занимался чтением и конспектированием научных статей и книг, вторая половина дня проходила в лингафонном кабинете, где Евгений Иванович осваивал курс за курсом, совершенствуя свой английский. Деньги, полученные по проекту, скоро кончились. Чтобы выжить, он испробовал все возможные средства – подавал бесчисленные заявки на гранты, ездил читать лекции в разные университеты, пытался устроиться полотером в кафе. Дойдя до полного физического истощения и имея обратный билет на самолет, он, не колеблясь, решил остаться и завершить начатое дело. Тогда бездомного и голодного ученого приютила православная община Оксфорда, состоявшая из российских эмигрантов и англичан. Они собрали ему денежные средства и выделили небольшую комнату. На родину Евгений Иванович вернулся через год с глубоким знанием результатов зарубежных исследований и превратившись из атеиста в верующего человека.
Итогом многолетней научной работы стали многочисленные статьи и книги, опубликованные в ведущих научных изданиях. Евгений Иванович сравнительно рано написал сначала кандидатскую, а затем докторскую диссертацию. Он защищался в Москве в Институте проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН. В отличие от кандидатской диссертации защита докторской проходила с большим трудом. Ей предшествовали три года докторантуры в Московском педагогическом государственном университете под руководством Владимира Михайловича Константинова.
В своей работе Евгений Иванович обосновал новое научное направление и предложил концепцию одномерной иерархической ниши. Она отличалась от сложившихся в науке представлений и вызвала жаркую научную дискуссию на защите. Оценивая биологическую суть новой теоретической модели и ее научную значимость, официальный оппонент Анатолий Александрович Захаров, отмечал, что благодаря работе Евгения Ивановича в биологии появилась и нашла фактическое подтверждение точка зрения, согласно которой ниши не занимаются и не делятся, они создаются видами и вписываются в биологическое пространство, осваиваемое видом и сообществом.
По окончании многочасовой защиты Юрий Иванович Чернов пожелал своему ученику заняться созданием новой научной школы, а значит подготовкой молодых ученых, способных развивать это направление в биологии.
Окончание работы над докторской диссертацией и выпуск монографии, посвященной описанию экологических факторов видообразования у птиц, ставили перед Евгением Ивановичем вопрос о необходимости продолжения научной работы. Последующие годы он посвятил популяризации разработанных им теоретических положений и подготовке молодой смены. За это время Евгений Иванович написал много научных статей и книг, в которых на новых примерах доказывал справедливость сформулированной им концепции одно мерной иерархической ниши и созданной на ее основе функциональной концепции вида. Но чтобы жить дальше, талантливому ученому необходимо было обрести новый смысл жизни.
Сразу после окончания докторантуры Евгений Иванович приехал в Рязанский государственный педагогический университет. Здесь ему предстояло освоить новую для него профессию педагога. Евгений Иванович со страхом думал о преподавательской работе, считая себя, академического ученого, боявшегося выйти на трибуну с научным докладом, совершенно непригодным для педагогической деятельности. Чтение лекции он сравнивал с выходом на подиум, а профессию учителя (по степени отдачи жизненных сил) ставил на второе место после профессии каменотеса.
Напутствуя его в Рязань, Юрий Иванович Чернов говорил, что работа в вузе очень развивает ученого, позволяет ему отшлифовать научную мысль, сделать теоретические разработки доступными для понимания слушателей. Спустя много лет Евгений Иванович согласился со словами своего научного руководителя.
Рязанский университет (в лице ректора – Анатолия Петровича Лиферова и заведующей кафедры зоологии – Светланы Ивановны Ананьевой) встретил его очень приветливо. Здесь были созданы все необходимые условия для плодотворной научной и учебной работы. Евгений Иванович получил возможность руководить аспирантурой по специальности «Зоология» и воспитать плеяду учеников, способных развивать новое научное направление. Спустя годы, в мае 2008 года, получив только что вышедший экземпляр коллективной монографии «Птицы Рязанской Мещеры», он сказал: «Задание Юрия Ивановича Чернова я выполнил – научная школа существует!» Это был для него главный итог 12-летней работы в Рязанском государственном университете.
Поиски истины на этом этапе жизни привели Евгения Ивановича в православный храм. Будучи ученым, ему было необходимо самому исследовать Божественное откровение, сопоставить его с существующими научными и философскими представлениями и убедиться в его справедливости. С огромным интересом он погрузился в новую для себя область человеческого знания, из которой вынес веру в существование абсолютной истины и горячее желание воплотить ее в своей жизни. Итогом размышлений и сравнительного изучения науки, философии и религии стали работы «Метафизические основания христианства» и «Логика природы», в которых он стремился донести до современного читателя сделанные им выводы.
Для всех людей, хоть раз встречавшихся с Евгением Ивановичем (как бы они к нему не относились), было несомненно одно: он – личность. Действительно, это был сильный, волевой, мужественный и ответственный человек. Его мысли и поступки не укладывались в стандартные схемы, казались порой абсурдными, а его упрямство и бескомпромиссность часто раздражали людей. Но для него важно было успеть сделать в жизни главное: то, ради чего он появился на земле! Именно на достижение этой цели были направлены все его силы, знания, богатейший жизненный опыт. В молодости смысл жизни он видел в учебе и подготовке к избранной профессии, затем – в науке, а в последние годы – в познании и практическом осуществлении евангельских заповедей.
Главными чертами личности Евгения Ивановича были скромность и нестяжательность. Деньги и связанные с ними материальные блага он никогда не считал важными для себя. Ему всегда хватало того, что он имел. Все появлявшиеся в его распоряжении средства пускались «на развитие». Для него было естественно полученную по грантам и хозяйственным договорам зарплату использовать на публикацию научных трудов кафедры или покупку необходимого оборудования. Жалобы на низкую зарплату он всегда пресекал фразой: «Мы должны получать намного меньше, чем работаем – может быть это нам «зачтется» в будущем».
Поразительными были его трудолюбие и работоспособность! Для него не существовало таких понятий как «свободное время» или «отпуск». Своих аспирантов и студентов он учил заниматься наукой не менее 18 часов в сутки – иначе ученым не стать! Работая в университете и имея уже большие проблемы со здоровьем, Евгений Иванович ежегодно ездил в экспедиции, чтобы учить других и собирать данные для научных статей и книг. Он ежедневно занимался самообразованием, читая не менее 70 страниц научного или философского текста с выписками и комментариями из него, прослушивая радиопередачи на английском языке с анализом и заучиванием новых слов.
Евгений Иванович всегда боялся стать ученым, ограниченным только областью своей научной деятельности, с которым не о чем больше поговорить. Он сожалел, что не научился летать на самолете, но успел освоить множество других профессий – водолаза-подводника, водителя грузовых и легковых автомобилей, моториста маломерных судов. Вместе со своими студентами он совершал прыжки с парашютом. Евгений Иванович с удовольствием читал отечественную и зарубежную поэзию и прозу, слушал музыку – классическую и современную, интересовался политикой и экономикой. Для него не существовало любимых композиторов, исполнителей, писателей. Ему нравились конкретные произведения разных авторов, раскрывавших его мысли и чувства. Со временем его «пристрастия» менялись, отражая глубокие внутренние перемены.
Любовь к путешествиям и научные интересы заставили его объездить практически весь Советский Союз и многие страны мира. Он побывал в Индии, Чехии, Болгарии, на Кубе, в Кении, Израиле, Великобритании, Австрии, Германии, Норвегии, Финляндии. Впечатления от поездок были для него жизненно необходимы. Однако в последние годы, не имея возможности по состоянию здоровья, как прежде, много путешествовать, Евгений Иванович не огорчался. Он считал себя избавленным от лишней суеты и говорил: «Я имею уникальную возможность размышлять и общаться с выдающимися людьми — Бахом и Рахманиновым, Гончаровым и Экзюпери, Дарвиным и Коплстоном». И действительно, он глубоко изучал их произведения и спорил с ними, выписывая в свой дневник «ошибки Канта» или «интересные мысли Мамардашвили». Для него не существовало общепризнанных авторитетов, раз и навсегда устоявшихся истин. Он рассматривал все человеческое знание — науку, искусство, философию, религию в развитии, как последовательное приближение к истине.
Характерной чертой личности Евгения Ивановича было внимательное и доброжелательное отношение к людям. Он искренне радовался общению с друзьями, коллегами, аспирантами и студентами, создавая за чашкой чая непринужденную беседу о науке, о смысле жизни, о прошлом и будущем. Его слова, обаятельная улыбка, тихий голос, отражали богатый внутренний мир и стремление жить ради высших ценностей. Именно таким мы все его помним!