В.Г. Сафонов - Охотничьему хозяйству - квалифицированные кадры
Статья напечатана в журнале "Охота и охотничье хозяйство" N 7, 1971 г.
В области высшего и среднего специального образования требуется шире развернуть подготовку кадров по новым и перспективным направлениям науки и техники, лучше вооружать молодых специалистов современными знаниями, навыками организаторской и общественно-политической работы, умением применять полученные знания на практике.
Из резолюции XXIV съезда Коммунистической партии Советского Союза по Отчетному докладу ЦК КПСС.
В программном документе развития народного хозяйства нашей страны на предстоящее пятилетие - Директивах XXIV съезда КПСС - много внимания уделяется решению актуальных вопросов природопользования: разработка научных основ охраны и преобразования природы, совершенствованию использования природных ресурсов, улучшению ведения лесного хозяйства путем более полного, комплексного освоения земель государственного лесного фонда. Повышена ответственность предприятий, учреждений и организаций за рациональное использование природных богатств, за воспроизводство растительного и животного мира.
В охотничьем хозяйстве, являющемся частью общей системы природопользования, решение поставленных задач во многом зависит от обоснованного планирования и квалифицированного руководства охотхозяйственной деятельностью, от совершенствования методов и технологических процессов в охотхозяйственных предприятиях на базе достижений науки и передового опыта.
Следовательно, большое значение приобретает совершенствование подготовки охотоведов высшей квалификации, правильное их использование в народном хозяйстве, укомплектованность организаций и конкретных хозяйств разной ведомственной принадлежности кадрами специалистов, способных грамотно, на современном уровне решать сложные вопросы хозяйственной деятельности.
К сожалению, до сих пор охотоведческая наука не находит достаточной сферы приложения в связи с нерешенностью организационно-экономических вопросов охотхозяйственных предприятий и обеспечения их квалифицированными кадрами. Нет необходимости доказывать, что научные рекомендации необходимо быстро внедрять в практику охотничьего хозяйства. В этом деле на передний план выступает фигура специалиста-охотоведа. Вместе с тем организационное несовершенство охотхозяйственных предприятий и отсутствие специалистов-охотоведов на местах сдерживает развитие самой охотоведческой науки, ограничивает ее возможности проверять истинность положений и рекомендаций на практике, делает изучение биологии охотничьих животных в какой-то степени самоцелью.
В этой связи уместно напомнить слова Д.К. Соловьева - автора первой отечественной сводки по охотоведению, опубликованной в 1922 г.: «Поворот в отношении к охоте, в смысле признания ее... государственно-важным делом, медленно, но неуклонно наблюдается у нас в России за последние два десятилетия. Тем не менее и поныне, не только среди лиц, стоящих близко к государственным интересам вообще, но и среди массы самих охотников отсутствует тот минимум знаний по охотничьему делу, который обеспечивал бы не только правильное разрешение важнейших вопросов, связанных с охотой, но даже просто серьезный подход к ней».
Трудно представить в наше время отрасль производства, развивающуюся на базе хозяйств, почти лишенных квалифицированного руководства. Действительно, сейчас не найдешь колхоза или совхоза, завода или стройки, где бы не было агронома, зоотехника, инженера. В охотничьем же хозяйстве это обычное явление - нетерпимое положение с кадрами специалистов обсуждалось на страницах печати.
Почему-то считается возможным, когда речь заходит о производственных проблемах охоты, обсуждать специальные вопросы и претендовать на правоту их толкования любому, кто, не имея специальных знаний, стремится испытать себя на этом поприще, выдавая эмоции за действительность. Не потому ли, что многие элементарные вопросы охотпользования решаются неквалифицированно, появляются у нас демагогические статьи , с этической окраской разных оттенков об охоте вообще и охотниках в частности?
В настоящее время не укомплектованы специалистами даже управления охотничьего хозяйства, госохотинспекции, госпромхозы и коопзверопромхозы, не говоря уж о колхозах и совхозах Крайнего Севера, где охотничье хозяйство играет исключительно важную роль. А ведь на территории страны функционирует 75 госпромхозов, более 120 коопзверопромхозов, десятки государственных спецохотничьих и лесоохотничьих хозяйств, более 200 совхозов и колхозов, занимающихся охотпромыслом.
В составе областных, краевых, республиканских госохотинспекций и их районном аппарате в РСФСР укомплектованность штатов специалистами составляет от 3 до 28%, причем в Калининградской, Орловской, Псковской областях и Чечено-Ингушской АССР специалистов нет совсем. В Башкирской АССР необходимо по штату иметь 50 человек, из них со специальным образованием работают 2, а Вологодской области из 30 - 2, в Горьковской из 40 - 4, в Калининской из 36 - 6, в Кировской из 42 - 4, в Краснодарском крае из 40 - 6, в Ленинградской области из 21 - 1, в Пермской из 41 - 3 и т. д.
В течение последних 15-20 лет резко повысилось число охотников-любителей, объединенных в общества охотников и рыболовов. В системе Росохотрыболовсоюза сейчас насчитывается 5150 приписных хозяйств, за которыми закреплено 136 900 тыс. га охотничьих угодий. Украинское общество охотников и рыболовов имеет 551 приписное хозяйство, Белорусское - 171. В подавляющем большинстве этих хозяйств нет не только специалистов-охотоведов высшей квалификации, но даже егерей. Так, например, из общего числа штатного персонала системы Росохотрыболовсоюза, составляющего около 9 тыс. человек, насчитывается всего 24 работника, которые имеют высшее охотоведческое или лесохозяйственное образование. Из указанного выше количества приписных охотхозяйств БССР лишь в 31 имеется штатная егерская служба, а остальные 140 ведутся «на общественных началах».
Можно было бы указать также на отсутствие специалистов в хозяйствах Военно-охотничьего общества, в системе потребкооперации, но и приведенных данных достаточно, чтобы сделать вывод о необходимости коренных и решительных мер для устранения существующих недостатков.
До недавнего времени биологов-охотоведов готовил только Иркутский сельскохозяйственный институт, а также Всесоюзный сельскохозяйственный институт заочного образования (ВСХИЗО), осуществляющий подготовку студентов-заочников по специализации «охотоведение» на зоотехническом факультете. С 1965 г. биологов-охотоведов стали готовить в Кировском сельскохозяйственном институте, на факультете охотоведения. До настоящего времени факультет сделал всего два выпуска. Все три указанных вуза ежегодно выпускают около 125 молодых специалистов, окончивших дневное отделение, и менее 100 заочников.
В статье К. Елкина, опубликованной в журнале «Охота и охотничье хозяйство» в 1965 г., была определена потребность разных ведомств и организаций в специалистах-охотоведах. Выяснилось, что в то время требовалось 10627 человек. Если бы даже эта потребность не возрастала ежегодно, то нужно не менее 50 лет для ее удовлетворения силами существующих вузов.
Не удивительно поэтому, что многие специалисты охотничьего хозяйства и охотничья общественность говорят о необходимости создания новых специальных факультетов и отделений, расширения подготовки охотоведов на базе существующих и включения курса охотоведения в учебные планы лесохозяйственных, биологических и агрономических специальностей. Много подобных высказываний было на IV съезде Росохотрыболовсоюза в 1969 г., на первой научной конференции по развитию охотничьего хозяйства Украинской ССР в 1968 г. и республиканской научно-практической конференции по проблемам охотничьего хозяйства Белорусской ССР в 1969 г.
Безусловно, потребность в расширении подготовки охотоведов есть. Но вопрос этот не прост и требует большой предварительной работы. Самая существенная сложность - трудоустройство молодых специалистов. Несмотря на наличие штатных должностей охотоведов во всех ведомствах, они заняты иногда опытными, знающими дело практиками, но чаще - людьми случайными. К тому же неупорядоченность зарплаты и отсутствие жилплощади приводят к текучести кадров, не способствуют закреплению молодых специалистов! Нередко производственные организации делают необоснованные заявки на специалистов, а после распределения либо отказываются от них (Архангельское зоообъединение, Мурманский госпромхоз), либо изменяют место назначения и предоставляют работу не по специальности (Свердловское охотуправление, Удмуртская госохотинспекция, Пермский облпотребсоюз), проявляя явное безразличие и безответственность.
Несомненно, правильным и своевременным является претворяемое в жизнь решение о закреплении охотничьих угодий за коллективами охотников, предприятиями и организациями. Это ликвидирует обезличку угодий, способствует упорядочению охотпользования, сохранению и умножению природных ресурсов, но при одном существенном условии - наличии квалифицированных специалистов в приписных охотхозяйствах. К сожалению, эта важнейшая деталь не нашла отражения в положениях и инструкциях о приписных хозяйствах охотколлективов. Передача угодий охотколлективам на арендных началах и хозяйственная деятельность на закрепленных территориях может играть положительную роль с точки зрения рационального использования охотфонда и прочих даров природы лишь в том случае, если она будет сопровождаться непременным требованием иметь необходимый штат специалистов и егерей. Иными словами, необходимо разработать и узаконить штатные нормативы исходя из размеров, расположения и прочих особенностей закрепляемой за охотколлективом территории и строгое соблюдение их ставить непременным условием при организации приписных охотхозяйств. В этом случае хозяйства спортивного типа будут оправдывать свое назначение и их организация не будет формальным актом, а вузы, готовящие охотоведов, приобретут новую устойчивую базу для распределения специалистов.
Очерченным кругом организационных вопросов далеко не ограничиваются пути улучшения руководства охотхозяйственной отраслью. Большое значение имеют совершенствование подготовки специалистов, оптимизация учебного процесса. Следует отметить, что в этом направлении уже немало сделано: в 1967 г. официально утверждена и внесена в номенклатуру учебных специальностей специализация «Охотоведение» для сельхозвузов, относящаяся к специальности 2019 «Биология», и выпускникам теперь на законных основаниях присваивается квалификация «биолог-охотовед». В 1970 г. утвержден новый учебный план для этой специализации, рассчитанный на пятилетнее обучение (по старому плану охотоведов готовили за 4 года и 4 месяца). Однако быстрое развитие науки и производства требует повседневного совершенствования форм и методов подготовки специалистов. В нестоящее время охотоведение насыщается новым содержанием и перерастает из системы знаний о способах «собирательства» даров природы в науку о повышении охотхозяйственной продуктивности угодий и рациональном использовании популяций охотничьих животных на производственных основах. Этот процесс обновления науки, обслуживающей самый древний вид деятельности человека, нашел отражение в статьях О.К. Гусева (1970) и В. В. Дежкина (1971), посвященных предмету изучения, определению, структуре современного охотоведения и его месту а системе наук.
Фундаментальные и прикладные науки, связанные с охотоведением или относящиеся к нему, развиваясь, вычленяют новые разделы, выдвигают новые положения. Так, в биологии и систематике, генетике, экологии бурно развивается популяционное направление, энергетический аспект в изучении природных комплексов, этология; в биотехнии - охоттаксация, дичеразведение; в экономике и организации охотничьего хозяйства возникает необходимость изучения спортивных и лесоохотничьих хозяйств. Некоторые разделы охотоведения уже сейчас вышли за рамки упомянутых наук и нуждаются в самостоятельности (учет и оценка охотничье-промысловых ресурсов, охотустройство и т. д.), у других предмет изучения еще недостаточно очерчен.
Исходя из сказанного совершенствование учебного процесса должно осуществляться по следующим основным направлениям.
Во-первых, введение в учебный план новых курсов, соответствующих новым разделам охотоведения, по мере их разработки и обособления. Это стратегическая линия, рассчитанная на перспективу.
Во-вторых, обновление и совершенствование учебных программ по существующим курсам в ныне действующем учебном плане с учетом современных положений и направлений наук. Это более оперативная или тактическая линия улучшения высшего охотоведческого образования.
В-третьих, учет зональных особенностей в подготовке специалистов, связанных со спецификой и направлениями развития охотничьего хозяйства в обслуживаемой зоне, типами охотхозяйственных предприятий. Совершенно очевидно, что подготовка специалистов в Кировском сельхозинституте не должна полностью копировать план обучения Иркутского сельхозинститута, так как первый должен ориентироваться главным образом на государственные лесоохотничьи и приписные хозяйства спортивного направления, а второй - преимущественно на промысловые. Эта линия, которую можно назвать организационной, должна проявляться прежде всего через содержание учебных программ, предусмотренных в учебном плане курсов (без ломки самого плана), через введение некоторых факультативов и путем закрепления соответствующих баз производственных практик.
Вместе с тем зональный принцип подготовки охотоведов не означает крайней и категоричной их специализации. Охотничьему хозяйству не требуются десятки вузов, выпускающих тысячи специалистов (как, например, выпускают агрономов, зоотехников, ветврачей). Поэтому мы должны готовить биологов-охотоведов широкого профиля, способных работать на всей территории страны и знакомых со всеми типами охотхозяйственных предприятий (но знакомых в большей или меньшей мере).
Ныне действующий учебный план не лишен существенных недостатков. В нем имеет место значительная перегрузка за счет общеобразовательных дисциплин в ущерб специальным, в том числе и в ущерб лимиту часов, предусмотренных для дисциплин по выбору. Последнее обстоятельство придает плану черты консервативности. Кроме того, не совсем логично и не совсем правильно методически составлен в этом плане график учебного процесса, прежде всего это относится к практикам. Так, например, после ознакомительных практик на первых курсах идет охотоведческая в пятом семестре, а после нее, в шестом семестре - опять ознакомительная..
Несомненно, вопрос совершенствования подготовки охотоведов нуждается в широком и квалифицированном обсуждении, постоянном координировании и руководстве.
Целесообразно создать учебно-методический совет по охотоведению при Главсельхозвузе МСХ СССР, подобно существующим советам по зоотехнии, ветеринарии и т.п. Значительно меньшие масшабы подготовки специалистов-охотоведов, по сравнению с упомянутыми специальностями, не должны служить препятствием в этом важном деле, так как методы подготовки специалистов любого профиля должны быть предельно совершенными независимо от числа выпускников и количества вузов.
Совершенствование организационных и учебно-методических вопросов позволит улучшить подготовку биологов-охотоведов, укрепить охотхозяйственные предприятия и заинтересованные ведомства квалифицированными кадрами, способными грамотно и инициативно руководить охотничьим хозяйством страны на уровне современных задач.