Мотивация студентов к учебе при подготовке биологов-охотоведов
Статья Никульцева А.П. (Межвузовый сборник научных трудов, Киров 1998)
Подготовка специалиста с высшим образованием представляет собой очень сложный и длительный процесс, важнейшей составной частью которого является активная потребность студента учиться, т.е. прочно усваивать теоретические знания и практические навыки, свойственные будущей профессии.
Стремление овладеть профессией, т.е. мотивация к учебе базируется на определенных психических установках, чертах характера, отчасти врожденных, отчасти привитых в детстве или в юности, отчасти сформированных уже во время учебы в ВУЗе. И преподаватель, наряду с глубоким знанием своего предмета, обязан владеть методикой активизации встречных усилий студента, как опираясь на уже сложившуюся мотивацию к учебе, так и развивая ее в процессе обучения (Основы педагогического мастерства, 1989). При этом можно выделить семь основных элементов мотивации, побуждающих молодого человека к активному овладению профессиональными знаниями и навыками.
1. Любознательность - наиболее фундаментальное, глубинное свойство личности, обеспечивающее вхождение молодого человека в непростой мир общественно-трудовых отношений. И чем сильнее развита у студента любознательность, тем более сложный и объемный учебный материал он может освоить. Задача педагога в том, чтобы не притупить, не погасить это чувство, а наоборот, на каждой лекции, на каждом практическом занятии ненавязчиво, как бы между делом показывать, насколько интересно и любопытно все то, о чем идет речь в аудитории (Либендорфер, 1993).
При подготовке биологов-охотоведов педагогические коллективы специальных кафедр имеют все возможности для того, чтобы широко использовать любознательность студента в качестве основного элемента мотивации к учебе. Такие дисциплины, как зоология, биология зверей и птиц, охрана труда, охотничье-полевое снаряжение, технология добычи, биотехния, собаководство, рыбоводство и рыболовство, основы научных исследований и другие - сами по себе интересны для молодых людей, решивших посвятить свою жизнь использованию и охране природных ресурсов.
Преподавателю остается только подогреть этот интерес, иллюстрируя дидактический материал наиболее любопытными примерами из личной практики, либо из литературных источников. В том числе обязательно обращать внимание на спорные дискуссионные моменты, нераскрытые тайны, предлагая студентам в будущем активно включаться в решение таких вопросов.
В качестве примера можно привести выведение и разведение в клеточных и вольных условиях межвидовых гибридов пушных зверей или гибридных оленей, обладающих более высокой продуктивностью по сравнению с исходными видами. Или создание новых конструкций охотничьего оружия, транспортных средств, самоловов и снаряжения, наиболее подходящих для охотничьего хозяйства в качестве орудий "малой механизации" труда.
2. Подражание в той или иной мере свойственно всем людям, особенно молодым. Но кому и чему подражать? И может ли подражание стать мотивацией к учебе? Может, если на курсе, в группе, сложилось ядро сильных студентов, которые могут служить хорошим примером для остальных.
В противном случае неизбежно возникают "авторитеты", отрицательно влияющие на студентов, и естественная любознательность к науке у слабых характером студентов под воздействием дурного примера будет переключена на пьянку, аморальное поведение, хулиганство.
В этом плане задачей всего педагогического коллектива является поддержка и укрепление авторитета тех, кто добросовестно учится. Нельзя оставлять без поощрения ни одного факта успешной учебы, выхода в отличники студентов, которые до того успевали средне. Необходимо на каждом курсе, в каждой группе создавать команду дружных ребят, активно нацеленных на учебу. Но и сам педагог должен служить примером компетентности, глубокого профессионализма. "Делай, как я" - так обязан действовать педагог, демонстрируя студентам сложные для усвоения навыки и профессиональные приемы (Кочетов, 1981).
3. Страх - естественное врожденное чувство человека. Страх перед исключением из академии, лишением стипендии, выселением из общежития может действовать как мотивация к учебе, но в основном для наиболее нерадивых и слабых характером студентов. Зная об этом, преподаватели нередко прямо, в лоб, запугивают студентов административными карами. Однако успех, достигнутый таким способом, как правило, носит кратковременный характер. В следующем семестре надо снова "пугать" этого же студента, поскольку прошлая экзаменационная сессия закончилась благополучно, а до следующей еще далеко. К тому же человека с развитым чувством собственного достоинства, сильным характером, самолюбивого -запугать не так-то просто. Тактика запугивания может привести даже к обратному результату.
Гораздо более эффективным является педагогический прием, когда перед нерадивым студентом во всей неприглядности раскрываются такие последствия лени и несобранности, которые вызывают явное понижение его личного статуса, как то: неуважение в среде простых охотников, невозможность продолжать учебу где бы то ни было, невозможность устроиться на работу, неизбежное расставание с любимой профессией, горе родителей и близких, стыд, позор и т.п.
4. Суперэгоизм - как бы отсроченный эгоизм, который в будущем должен возвратиться к субъекту "с процентами". "Да, сейчас мне тяжело учиться, приходится рано вставать, вместо развлечений, игр и веселого легко времяпровождения я должен скучать на лекциях и корпеть над конспектами, зато потом, когда в кармане будет диплом биолога-охотоведа, смогу делать все, что только душа пожелает, погуляю вволю!" - примерно так рассуждав суперэгоист, и это побуждает его учиться, иногда, вполне прилично.
Разумеется, суперэгоизм не может служить в качестве основного педагогического рычага, однако использовать его как один из элементов мотивации к учебе не только не зазорно, но даже необходимо, однако при этом следует внушать студентам, что хотя учеба на отделении охотоведения и требует от студента напряжения всех сил, однако и по окончании Академии, на производстве тоже будут возникать свои проблемы. Тем не менее, отлично подготовленный в ВУЗе студент, безусловно, будет с ними умело и уверенно справляться. Здесь расчет педагога строится на том, что у студента - эгоиста к 4-5 курсу возникает здоровая привычка к учебе, а затем и вырабатывается чувство ответственности за порученное дело.
5. Честолюбие. Дух соревнования, стремления быть первым или, по крайней мере, среди первых, присущ почти любому молодому человеку. И педагог должен умело использовать это качество, предлагая студентам соревноваться в процессе выполнения лабораторных работ, на учебной практике, при подготовке курсовых работ и проектов. Всегда полезно похвалить первых, лучших студентов, но при этом, конечно, не оскорбляя, не принижая тех, кто отстает, а как бы предлагая "догнать и перегнать" передовика.
6. Ответственность. Реальность такова, что чувство ответственности, как элемент мотивации к учебе, у молодых людей к моменту поступления в ВУЗ развито явно недостаточно, и биологи-охотоведы младших курсов в этом плане не составляют исключения. Скорее наоборот, будущая профессия охотоведа многим представляется как вольная жизнь на природе, почти не ограниченная рамками дисциплины и не налагающая особой гражданской ответственности. Поэтому все преподаватели и, в первую очередь, педагогические коллективы общественных кафедр, обязаны прививать студентам чувство ответственности, которое в конкретных условиях становления личности специалиста высшей квалификации должна преломиться, как серьезная мотивация к учебе. Что касается специальных кафедр, то здесь в наибольшей степени чувство ответственности студентам-охотоведам прививается преподавателями двух дисциплин - охраны труда (необходимость безопасного обращения с оружием) и правоведения (необходимость соблюдения законов).
7. Привычка - пожалуй наиболее надежный элемент мотивации к учебе, и если они выработана еще до поступления в ВУЗ, т.е. студент с первого семестра регулярно ходит на занятия, добросовестно конспектирует лекции, активно выполняет лабораторные работы, ежедневно (или почти ежедневно) занимается в читальном зале или дома, то такой студент наверняка станет полноценным специалистом.
Однако в большинстве случаев устойчивая привычка к учебе у биологов-охотоведов вырабатывается ко 2-3 семестру, а может вообще не состояться. Последнее чревато срывами успеваемости, получением неудовлетворенных оценок и троек по тем предметам, которые либо тяжелы для усвоения, либо кажутся студенту ненужными для будущей профессии.
Поэтому задачей педагогических коллективов всех кафедр является кропотливая повседневная работа по воспитанию у всех студентов привычки к учебе, помянув восточную мудрость: "посеешь поступок - пожнешь привычку"... А поскольку судьба выпускников нам не безразлична, мы обязаны требовать от студентов таких поступков, которые постепенно складываются в полезную привычку.
Анализ приведенных выше элементов мотивации студентов к учебе позволяет придти к следующим выводам, имеющим непосредственное отношение к практике подготовки биологов-охотоведов в ВГСХА.
1. Преподаватели должны не только обладать достаточно глубокими специальными знаниями по своим предметам, но и владеть арсеналом педагогических приемов, направленных на усиление мотивации студентов к учебе.
2. Основной, наиболее естественный и эффективный путь мотивации лежит от сохранения присущей молодому человеку любознательности, через подражание лучшим студентам (и самим преподавателям) к развитию ответственности и выработке прочной привычки к учебному труду. (Алферов, 1984).
3. В этот процесс необходимо умело включать и другие элементы мотивации к учебе: "суперэго" (отсроченный эгоизм), страх перед будущим в случае неуспеваемости и честолюбие. Однако здесь от преподавателя требуется строго индивидуальный подход и развитое чувство такта. Разные личности воспринимают установку педагога на такие элементы по-разному и не всегда адекватно. Относительно более надежной является установка не честолюбие, затем на суперэгоизм и в последнюю очередь на страх.
4. Реальное укрепление у студентов мотивации к учебе возможно только при условии согласованных действий педагогических коллективов всех кафедр. Разнобой в методике преподавания и воспитания, нездоровое соперничество, пренебрежительное отношение преподавателей друг к другу - абсолютно недопустимы.
5. Выработка устойчивой мотивации к учебе обычно осложняется активным противодействием со стороны так называемых "неформальных лидеров", старающихся подчинить своей воле как можно больше студентов, начиная с первого курса. И вербуют себе подручных они отнюдь не на базе гражданских ценностей, а наоборот, проповедуя нигилизм, гусарство и асоциальное поведение. Поэтому здесь необходима решительная и беспощадная борьба с лицами, разлагающими студенческие коллективы изнутри, вплоть до исключения из Академии.