В. Мельников, В. Сафонов - Биолог-охотовед: профессия необходимейшая
Статья напечатана в журнале "Охота и охотничье хозяйство" N 7, 1985 г.
На апрельском Пленуме ЦК КПСС 1985 г. были поставлены грандиозные задачи повышения эффективности всех отраслей народного хозяйства путем последовательной интенсификации, внедрения новейших достижений науки, разработки новых технологий, наилучшего использования природных ресурсов. Одно из непременных условий выполнения этих задач - обеспечение каждой отрасли кадрами высококвалифицированных специалистов.
Часто использование научных достижений замораживается из-за нехватки на местах квалифицированных специалистов; самые хорошие, экономически и экологически обоснованные научные разработки внедряются крайне медленно или вообще не находят применения. Не случайно все министерства и ведомства в 1985 г. должны определить количество должностей, подлежащих замещению специалистами с высшим и средним специальным образованием.
Охотоведов высшей квалификации готовят в трех сельскохозяйственных институтах Министерства сельского хозяйства СССР (Иркутский, Кировский и ВСХИЗО в г. Балашиха Московской обл.). Общий набор на очные отделения составлял 125 человек в год, а с 1983 г.- 100 и на заочные отделения трех вузов - 150 человек (В Балашихе, во Всесоюзном сельхозинституте заочного образования, готовят только заочников). Сокращение набора на 25 человек в год объясняли небольшой потребностью в охотоведах, сомнениями, которые вызывает отнесение охотоведов к специалистам сельскохозяйственного профиля.
Ранее предпринимались попытки определить потребность в охотоведах в целом по стране (К.Ф. Елкин). Но это были экспертные оценки, основанные на методиках определения социологического типа. По ходатайству ВНИИОЗ им. Б. М. Житкова союзные республики сообщили о потребности в охотоведах с высшим образованием в соответствии со штатным расписанием. Фактическая обеспеченность охотхозяйственных организаций республик охотоведами и расчет потребности в них представлены в таблице.
Это данные, которыми ранее заинтересованные организации не располагали. Отметим, что они неполные и несколько заниженные, так как не учтена потребность в охотоведах с высшим образованием различных научно-исследовательских организаций, Минрыбхоза СССР и Военно-охотничьего общества. Явно занижена потребность в охотоведах в Казахстане - одной из крупнейших наших республик - всего три специалиста в год. Это становится особенно очевидным по сравнению с соседней Киргизией, где при несколько большем количестве штатных должностей ежегодная потребность в специалистах в 6 раз больше. В Молдавии она почти в три раза выше. Но ресурсы охотничьих животных и площадь охотничьих угодий Молдавии и Казахстана не сопоставимы. В Туркмении представлены сведения только по республиканскому обществу охотников, а в Таджикистане - только по Министерству лесного хозяйства. Не ясно, учтены ли сведения по обществу охотников Белоруссии, в котором работают 78 человек с высшим образованием (Вадковский, 1984). Не имеется сведений и по Главприроде МСХ СССР. Количество же штатных должностей охотоведов в МСХ РСФСР почти в два раза меньше, чем оленеводческо-промысловых совхозов и колхозов Севера. Все это указывает на то, что в таблице приведены заниженные данные.
Анализ этих материалов показывает, что в общем количестве должностей, подлежащих замещению специалистами с высшим образованием, охотоведы с высшим образованием занимают только 1613 мест (24 %), а 748 мест (9 %) вообще вакантно, 2566 должностей (35 %) заняты специалистами с высшим образованием, но другого профиля. Использование многих из них по прямому назначению в соответствии с их образованием, видимо, принесло бы большую пользу народному хозяйству. Это один из социально-экономических нюансов недостаточного количества охотоведов. Вовсе нет лиц, имеющих специальное охотоведческое образование, в Туркмении и Литве, по одному в Таджикистане и Азербайджане, два в Грузии и четыре в Узбекистане. За исключением Литовской ССР, уровень ведения охотничьего хозяйства в этих республиках наиболее низок. Отмечено постепенное уменьшение количества охотоведов с высшим образованием в Казахстане, располагающем уникальными ресурсами охотничьих угодий и охотничьих животных. Так, в районном аппарате потребсоюзов их число с 1957 по 1978 г. сократилось с 85 до 27 человек, или в 3 раза. Единицы их и в Казглавохоте. Не в этом ли одна из основных причин снижения заготовок охотхозяйственной продукции, особенно пушнины, и невысокого уровня ведения охотничьего хозяйства, нарушений использования охотничьих ресурсов в республике, о чем дважды выступала газета «Правда» в 1983 г.? Какими принципами и профессиональными достоинствами руководствуются компетентные органы при подборе кандидатур на руководящие должности в охотхозяйственные организации республики? Охотничье хозяйство - это отрасль народного хозяйства, и, как в любой другой отрасли, ее техническими руководителями должны быть специалисты, а не люди, полагающие, что они таковыми являются только потому, что умеют стрелять из ружья и любят охотиться. Проблем интенсификации и повышения эффективности отрасли без специалистов не решить.
Таким образом, потребность в охотоведах с высшим образованием довольно значительна - по самым скромным подсчетам, народному хозяйству ежегодно необходимо не менее 300 человек.
Заочная подготовка не может быть принята во внимание, так как 90 % заочников уже занимают штатные должности и не включены в перечень вакансий oxoтxoзяйственных организаций.
В СССР подготовка охотоведов имеет почти вековую традицию, и готовят их по университетской программе 2019 с соответствующей специализацией в области технологических, организационно-экономических дисциплин, в том числе таких, как дичеразведение, биотехния, товароведение, организация и экономика, техника охотничьего хозяйства и так далее. Охотоведам одним из первых в вузовской практике стали читать курс «Охрана природы», и не только животного мира, а в целом, с решением задач оценки ресурсов, способов их использования и восстановления. Охотоведы - специалисты широкого профиля, и в этом их достоинство. Следует отметить, что охотоведы всегда шли в авангарде природоохранного движения, так как одними из первых поняли плачевные результаты беспланового использования ресурсов животных, перепромысла и недопромысла. Именно в системе органов государственного управления охотничьим хозяйством были созданы первые заповедники, которые из охотничьих превратились в комплексные. По существу, охотоведы были и в настоящее время остаются единственными специалистами по комплексному природопользованию воспроизводимых животных и растительных ресурсов.
Коснувшись региональных особенностей и традиций в требованиях к охотоведческой специальности, нельзя не упомянуть и о том, что в учебном плане подготовки охотоведов необходимо предусмотреть оптимальное сочетание не только фундаментальных дисциплин со специальными охотоведческими, но и с сельскохозяйственными. Ведь современное ведение охотничьего хозяйства почти повсеместно осу-ществляется на грандиозном фоне сельскохозяйственной деятельности. Использование методов ведения сельского и лесного хозяйства, их модификаций в интересах охотничьего хозяйства - реальный путь комплексного природопользования, внедрения большой биотехнии. Этот аргумент, кстати, является наиболее весомым при решении вопроса о том, на какой базе готовить охотоведов: сельскохозяйственной или университетской.
Уместно подчеркнуть, что Главное управление охраны природы, заповедников, лесного и охотничьего хозяйства (Главприрода) находится в Министерстве сельского хозяйства СССР и именно этот орган может наиболее полно определять ежегодную потребность в охотоведах по стране в целом.
В связи с возникшими в последнее время сомнениями в целесообразности функционирования нескольких центров подготовки охотоведов и предложениями о концентрации их обучения на базе одного из институтов считаем необходимым прокомментировать и эту ситуацию. Наличие и дальнейшее развитие двух школ - сибирской и европейской - мы считаем вполне оправданным. Базируясь на едином учебном плане, они должны сохранять и совершенствовать специфические формы и оттенки в подготовке специалистов, которым предстоит работать в зоне промысловой или любительской охоты. Современное развитие рационального природопользования в районах Сибири и Дальнего Востока существенно отличается от аналогичных задач, стоящих перед развитием охотничьего хозяйства густонаселенных районов европейской части СССР, Кавказа и Средней Азии. Резерв для выбора специальных дисциплин в учебном плане, факультативы, тематика курсовых и дипломных работ, выбор мест и программа производственных практик - вот возможности поддержания в дальнейшем региональной специализации в рамках единого учебного плана.
Подготовка охотоведов в Иркутске сомнений не вызывает. В Кирове созданный в 1970 г. факультет охотоведения в 1985 г. опять низведен до ранга отделения при зооинженерном факультете. Необходимо привести еще один очень веский аргумент в поддержку его восстановления. Ведь известная формула подготовки специалистов: «лекция, учебник плюс творчество» - реальный путь культивирования у специалиста инициативы, потребности творческого поиска, а значит, основы повышения эффективности хозяйствования. Большие перспективы открываются перед вузами, органически связавшими учебный процесс с научно-исследовательским. Больше того, мы считаем, что только те сельхозвузы, где на смену школярству пришла новая система творческой учебы, и способны справиться с современными задачами повышения квалификации кадров. Возвращаясь к нуждам охотничьего хозяйства, отметим, что главной мотивировкой организации факультета охотоведения в Кировском сельхозинституте было наличие а Кирове ВНИИ охотничьего хозяйства и звероводства им. проф. Б. М. Житкова. Двадцатилетний опыт совместной работы двух этих учреждений выявил многие положительные стороны и пути дальнейшего совершенствования кооперации обучения с наукой.
Мы абсолютно согласны с мнением руководителей охотхозяйственных организаций по ряду волнующих их вопросов. В связи с тем что подавляющее большинство должностей, подлежащих замещению специалистами с высшим образованием, занято лицами, не имеющими базового охотоведческого образования, следует провести аттестацию охотоведов, определить их соответствие занимаемой должности. Часто в хозяйствах работают практики - неплохие организаторы производства, но не имеющие специальных знаний. Их надо направлять на заочные охотоведческие факультеты. Должности охотоведа занимают и лица с родственным образованием - биологи, окончившие университеты и пединституты, лесоводы, зоотехники. Однако и они в процессе обучения не получают специальных знаний по экономике и организации охотничьего хозяйства, технике промысла, товароведению пушно-мехового сырья и другим дисциплинам. Эти кадры надо направлять для обучения на факультеты повышения квалификации и специальные курсы.
Пока же ситуация кое-где развивается в ином направлении. Директоров промхозов переводят в управляющие, а охотоведов - в инженеры разных категорий. Так, в штатном расписании базового Курагинского коопзверопромхоэа Красноярского края на 1985 г. не оказалось ни одного охотоведа. Фактически же их работают три. В Хабаровском крае (но не по вине треста промхозов) предпринимаются попытки сократить должности охотоведов под предлогом необходимости экономии содержания административно-управленческого аппарата, хотя обычно они относятся к производственному персоналу. Достаточно вспомнить, что сокращение с этой целью охотоведов и штатных охотников в 1955 г. в промхозах Заготживсырье привело к ликвидации вначале промхозов (они позднее были восстановлены, но не все), а затем всего объединения ЗЖС.
Немаловажен вопрос зарплаты, в особенности для охотоведов районной службы охотничьего надзора и обществ охотников и рыболовов. По сравнению со специалистами сельского хозяйства они низки и слабодифференцированны в зависимости от специального высшего, среднего образования или без такового. Не менее важно и отношение к молодым специалистам. Там, где проявляют заботу об их жилье, устройстве членов семьи,- они хорошо и долго работают. Руководители некоторых хозяйств сами приезжают на факультеты, присылают заявки на практикантов. Обычно в таких хозяйствах имеются все условия для работы. После практики появляется и желание выпускника получить туда распределение. Но сплошь и рядом направляют его в другое место. Есть при распределении и трудности другого характера. Заявку на молодого специалиста можно подать при наличии вакантного места. Но, по существующему правилу, это можно сделать не позднее чем за два года (в 1985 г. подают заявки на 1987 г.). Но вакантное место должно быть укомплектовано в течение года - иначе вакантная единица может быть ликвидирована. Руководитель хозяйства начинает думать - подавать ли заявку или заполнить ее случайным человеком. Молодой же специалист может приехать на давно занятое место. Вопросы совершенствования распределения и контроля за использованием выпускников должны быть предметом постоянного внимания факультетов и заинтересованных организаций.
Итак, первоочередными задачами совершенствования подготовки специалистов, как одной из основных мер повышения эффективности охотничьего хозяйства, являются следующие.
Во-первых, необходимо разработать перспективный план подготовки охотоведов высшей квалификации в количествах, необходимых для обеспечения потребности в них хозяйственных организаций различных ведомств.
Во-вторых, укрепить материальную базу подготовки охотоведов дневного обучения в двух центрах (в Иркутске и в Кирове) с учетом природных и социально-экономических условий ведения охотничьего хозяйства.
В-третьих, разработать новый учебный план подготовки охотоведов с учетом современного, более комплексного подхода к изучению организационных, экономических, технологических и экологических проблем природопользования и оценки ресурсов.
В-четвертых, улучшить систему распределения молодых специалистов и контроля за их использованием заинтересованными ведомствами и хозяйствами.
Вот те задачи, которые должен решать Главсельхозвуз МСХ СССР вместо необоснованных попыток упразднить и урезать существующие центры подготовки биологов-охотоведов.