В.К. Мельников - Охотоведческое образование: новые проблемы
Статья напечатана в журнале "Охота и охотничье хозяйство" N 9, 1993 г.
Журнал несколько раз освещал проблемы подготовки охотоведов высшей квалификации. И сейчас, в пору переустройства России, снова возникла необходимость обсудить их.
Напомним основные вехи развития охотоведческого образования в России. Первый специальный курс по охотоведению, начиная с известной лекции А. А. Силантьева, читался в Петербургской лесохозяйственной академии с 1898 г. Эта академия была первой высшей школой, начавшей подготовку специалистов охотничьего хозяйства. Затем с 1911-1912 гг. открылись высшие курсы охотоведения в Московском сельскохозяйственном институте, а с 1926 г. подготовка сибирских охотоведов осуществлялась в Иркутском университете.
С созданием Московского пушно-мехового института в 1930 г. иркутских и ленинградских студентов перевели в Балашиху, где их обучение продолжалось до начала 50-х годов и последний набор был осуществлен в 1953 г. В этом же году два курса были переведены в Иркутский сельхозинститут, в котором их подготовка была восстановлена с 1951 г. С этого времени отделение, а затем факультет охотоведения ИСХИ длительное время оставался монополистом в этом деле со всеми отрицательными моментами такой, искусственно созданной ситуации. Не с кем было на квалифицированном уровне обсудить содержание учебных программ, планов, графиков учебного процесса, методических разработок, не у кого было получить на них рецензию. И от этого, конечно, страдало их качество. Поэтому сотрудники факультета и, особенно, его организатор, проф. В. Н. Скалон, поддерживали идею восстановления охотфака в европейской части России и таким местом был выбран г. Киров, его сельскохозяйственный институт. Сюда в свое время был «выслан» Всесоюзный НИИ охотничьего хозяйства и звероводства. И когда автору этой статьи, в пору его работы деканом охотфака в ИСХИ в 1980 г. предложили объединить два факультета, переведя кировчан в Иркутск, я, понимая вредность этой идеи, отказался. Позднее была восстановлена заочная подготовка охотоведов высшей квалификации в Балашихе, где ранее располагался зря расформированный МПМИ, при ВСХИЗО (Всесоюзном сельскохозяйственном институте заочного образования).
Не вызывает ни малейшего сомнения, что выпускники разных высших учебных заведений, разных поколений внесли огромный вклад в развитие охотничьего хозяйства не только России, но и других союзных республик. Профессора, доценты, преподаватели разных, а точнее региональных (московской, иркутской, кировской) школ, по-своему представляли цели охотоведения, значение отдельных дисциплин, направление развития охотничьего хозяйства. Это и естественно, так как они представляли специфику охотничьего хозяйства различных регионов огромной страны, по-своему понимали задачи охотничьего хозяйства. Не останавливаясь на персоналиях, вкладе особо известных учителей-охотоведов, это могло бы стать темой самостоятельной работы. Наш долг не забывать об их порой нелегком, но благородном труде. В подготовке охотоведов всегда существовала определенная преемственность, их обучение осуществлялось по одним и тем же учебным планам и программам. Охотоведение - явление во многом российское, но не единственное в таком роде. Содержание учебных планов и программ в разные периоды, разумеется, изменялось, но в своей основе было аналогично тем, по которым осуществлялась подготовка специалистов подобного профиля в США. В принципе мало отличалась программа обучения и индийских специалистов по охране и использованию охотничьих животных. Качество подготовки охотоведов высшей квалификации традиционно было высоким. Это мнение зарубежных коллег. Конечно, и здесь были свои подъемы и спады, связанные со сменой поколений педагогов, с естественными процессами развития того или иного вуза. Но наше охотоведческое образование высоко ценится за рубежом. Не случайно у нас была организована подготовка охотоведов для Монголии и Болгарии (Иркутск и Киров), стажировались охотоведы из Чехии, Словакии, Германии, Болгарии. Но, пожалуй, только в России, в номенклатуре не только специальностей, но и научных специальностей выделено «охотоведение», и по этому научному направлению организована подготовка и защита кандидатских и докторских диссертаций со специализацией на «биологические» или «сельскохозяйственные» науки. И по этой специализации у нас защищаются ученые из других стран.
Начата подготовка охотоведов в Запорожском госуниверситете на Украине, где сформирована кафедра зоологии и охотоведения. Вновь поставлен вопрос об открытии специализации в одном из вузов Казахстана. Некоторые выпускники биофаков или лесохозяйственных факультетов специализируются по охотоведению. Такая практика ранее существовала в Литве, Латвии. В Монголии имеется отделение охотоведения при госуниверситете. Но высококвалифицированных специалистов охотничьего хозяйства невозможно подготовить, если этим не заниматься профессионально и организованно. Например, в лесохозяйственных вузах России традиционно изучается биология промысловых животных с основами охотоведения. Но как охотоведы не могут без специальной подготовки быть специалистами лесного хозяйства, хотя они изучают ботанику, геоботанику, лесное хозяйство, так лесоводы, прослушав максимум 70-часовой курс, не могут заменить охотоведов. У них не хватает знаний, как фундаментальных, так и технологических и организационно-экономических охотоведческих дисциплин. Понимая это, многие имеющие лесохозяйственное образование, но работающие в охотхозяйственных организациях, получали вторую охотоведческую специальность.
В настоящее время перед охотоведческим образованием возникли проблемы, вызванные своеобразием переживаемого Россией периода. Идет формирование новых охотпользователей или переформирование прежних, с правомерным их стремлением к хозяйственной самостоятельности, акционированию и т. д. Но очевидно и стремление определенного слоя активных людей, как правило не специалистов, поправить свое финансовое положение за счет эксплуатации «ничейных» ресурсов, а ряда властных структур решить проблемы местного бюджета за счет охотничьих животных. Изменяются экономические и правовые принципы регулирования отношений в охотничьем хозяйстве. Введение платности обучения специалистов сверх минимального набора, определяемого возможностями госбюджета, развитие некоторых новых направлений деятельности охотхозяйственных предприятий и учреждений требуют учета складывающихся реалий при подготовке охотоведов. Давно вносилось предложение о выделении среди охотоведов, которые сейчас являются универсальными и подготавливаются «на все случаи жизни», специализации: охотовед-технолог широкого профиля, охотовед-организатор, охотовед по охране и воспроизводству ресурсов, охотовед-товаровед (пушно-меховое, лекарственно-техническое и другое сырье), дичеразведение, возможно, охотовед-зверовод. Такие специалисты скорее будут востребованы охотхозяйственными и природоохранительными организациями. Технически это выполнить не так сложно. После общей, например двухгодичной, для всех направлений программы вводится одно-полуторагодичная углубленная специализация. Аналогичный принцип используется в медицинских и некоторых других вузах.
В период, когда для активных людей время действительно - деньги, для организаций тоже, важно сократить время подготовки специалистов, без снижения качества, без уменьшения профилирующих курсов и практических навыков, за что всегда ценились охотоведы, без ущерба для фундаментальных специальных дисциплин. Резервы для этого имеются. Это, прежде всего, сокращение общеобразовательных курсов, повторяющих во многом программы средней школы. Это уменьшение непрофилирующих курсов: например, для охотоведов сведения по химии в объеме, почти равном для фармацевтов, оказываются невостребованными. Требует анализа объем общественных дисциплин, которыми были перенасыщены программы всех специальностей, а также второстепенных для практической работы курсов. Вполне может быть расширен перечень факультативных, то есть необязательных, а может быть, и платных дисциплин. Представляется, что для подготовки высококвалифицированных специалистов охотничьего хозяйства вполне достаточно при рациональной организации учебного процесса максимум 3,5 лет. И опыт Японии, в которой классных инженеров обучают не более 3 лет, подтверждает это. Подобное по силам и нам, если руководствоваться целью подготовить действительно необходимых охотничьему хозяйству специалистов, а не заботой о выполнении нагрузки, например, непрофилирующими кафедрами.
В этом аспекте подготовка на заочном отделении, которая вновь открыта в Кирове для лиц, имеющих среднее охотоведческое или родственное (лесохозяйственное, зоотехническое, биологическое) образование, вполне может быть осуществлена за 2-2,5 года.
Практически большинству охотоведов сейчас необходимо получить удостоверение эксперта по охотничьим трофеям, так как неумение правильно оценить их дорого обходится хозяйствам при организации охотничьего туризма. У нас этому направлению традиционно не уделялось должного внимания.
Не менее важно многим охотоведам быть судьей-кинологом, для чего должно быть организовано соответствующее обучение.
Для успешной практической работы каждому охотоведу необходимо умение управлять автомашиной, мотоциклом или моторной лодкой.
Такой курс взят в Кировской сельскохозяйственной академии, в которой планируется восстановление факультета охотоведения. Для этого приглашены и уже работают три доктора по специальности охотоведение, а это почти треть таких ученых в России. Вместе с приглашаемыми читать отдельные курсы (дичеразведение и др.) их число увеличивается до пяти. В академии в подготовке охотоведов участвуют еще несколько докторов наук по родственным специальностям (экологии, биологии, сельскохозяйственным), почти все остальные преподаватели имеют ученую степень кандидата наук, что гарантирует высокий профессионализм выпускников вуза, получивших государственный сертификат (аттестацию).
Вероятно, и другие центры подготовки охотоведов, в том числе, и средней квалификации, а также заинтересованные охотхозяйственные организации внесут свои предложения по решению современных проблем охотоведческого образования, которые журнал мог бы обобщить и внести дополнительный вклад в его развитие, как это он неоднократно делал ранее.