Основы методологии преподавания в современных условиях
Обучаясь в высшем учебном заведении, студент должен научиться думать и анализировать, чтобы профессионально и продуктивно реализовать полученные знания в своей дальнейшей деятельности.
Какими качествами должен обладать студент, чтобы из него «вылепить» квалифицированного специалиста? Формирование способности индивида к обучению имеют ряд биологических и социальных предпосылок.
Сначала следует разобраться в биологической сути проблемы. По своему образу жизни – человек существо социальное и ведет семейный образ жизни. Среди млекопитающих у людей самый продолжительный период воспитания детей, в течение которого выработался самый эффективный способ обучения, названный К.Лоренцом периодом импринтингов, когда с первого предъявления в памяти фиксируются и запечатлеваются зрительные, слуховые, запаховые образы, слова, явления. Долгое детство нужно человеческому ребенку затем, чтобы растянуть этот период импринтингов. Программа запечатлевания речи занимает несколько лет, начинаясь еще в бессознательном возрасте, в период созревания сенсорных систем организма (происходит формирование «компьютера» мозга). По материалам С.В. Савельева (2005), долговременным запоминанием является включение в новообразованную сеть нейронов мозга участков с совершенно не использованными новообразованными контактами между клетками. Методическое и долговременное обучение, собственно, и сводится к накоплению первичных и незадействованных синапсов в новообразованных циклических сетях запоминания. Время запоминания тем меньше, чем больше клеток в этом процессе участвует. Чтобы усилить запоминание, привлекается больше клеток из самых разных систем: зрения, слуха, вкуса, обоняния, мышечной рецепции и т. д. Память - это функция нервных клеток.
Таким образом, в процессе воспитания в детском возрасте дети диких млекопитающих и человека не изучают окружающий мир или речь особей своего или другого вида (национальности), а запечатлевают (импринтируют), в результате чего формируется долговременная память (у большинства на всю жизнь) (Бехтерева, 2007). Исходя из наследственных биологических предпосылок при правильном воспитании в детстве (в латентный период матерью, индивидуальное репетиторство, групповое в яслях, детских садах и пр.), ребенок без большого напряжения может получить огромный объем долговременных знаний.
В настоящее время в массе отмечается разрушение основной социальной ячейки общества – семьи и попрание основных человеческих ценностей – чести, совести, порядочности и др. Массовая попкультура активизирует у людей их низменные программы «инстинкта свободы». В сложившихся условиях дошкольный период воспитания многих детей как бы «выпадает» - дети оказываются подчас предоставлены самим себе.
Поведение, ставшее плодом мышления, передаётся следующему поколению с помощью непосредственного научения. Животные обучаются самостоятельно, в играх со сверстниками, у родителей и у взрослых. Наследственная программа такова, что чем старше внешне выглядит взрослая особь, тем эффективнее обучение, что создаёт основы для социального наследования информации (Савельев, 2005). Грива животного - это как мантия у человека, видимо, является генетическим воспоминанием о таком облике старого мудрого человека. Недаром судьи и университетские профессора носили парики и мантии многие столетия, а в ряде стран надевают их на себя и поныне.
Давно подмечено, что и в человеческом обществе дети лучше и охотнее учатся там, где учитель традиционно окружен уважением, и хуже там, где учителей в обществе не уважают, что мы часто наблюдем в современных школах.
К школьному периоду жизни у большинства детей заканчивается формирование сенсорных систем организма и формируется срочная (кратковременная) память на основе свободного, произвольного обучения чему угодно и когда угодно. Произвольное обучение требует повторения, запоминания, интеллектуальных усилий и может происходить до самой старости. Без употребления в повседневной деятельности полученные знания в срочной памяти быстро утрачиваются. В период обучения в средней школе, институтах и в более старшем возрасте люди неизбежно и постоянно должны трудиться, совершая множество маленьких подвигов, читая книги для получения новых знаний, изучая иностранный язык и т.д. Если у индивидуума каждодневный труд не стал необходимой привычкой или правилом его существования, человек не стремится к общению с окружающим миром, к получению и усвоению новых знаний (практических и теоретических), то он не сможет развивать и реализовать свой природный потенциал и начнет деградировать как личность.
Не затрагивая социальной сути преобразований в стране, мы констатируем постоянно снижающийся уровень подготовки абитуриентов вузов, что, скорее всего, связано с ухудшением качества обучения в средней школе. Ярким подтверждением тому является незнание или отвратительное знание таблицы умножения(«А зачем знать таблицу умножения, если есть компьютер / калькулятор!») В то же время компьютером многие современные абитуриенты в полной мере не владеют.
В последние три года катастрофически низко упала «планка уровня знаний» у абитуриентов, аттестованных в школе по системе единого государственного экзамена (ЕГЭ). Свои знания из заученных «ответов ЕГЭ» они не могут использовать в конкретной жизненной или производственной ситуации.
Подобная удручающая оценка уровня знаний абитуриентов не только у авторов настоящего сообщения, но и многих преподавателей из других вузов, и почти все связывают это явление с ЕГЭ. Например, ректор МГУ Виктор Садовничий в 2009 году сказал: «Я всегда был противником единого госэкзамена, и моё отношение не изменилось. Никто не сможет меня переубедить в отсутствии у него недостатков, главный из которых - невозможность выявить талантливых учащихся».
Большая часть студентов совершенно не знает физическую географию страны и планеты. Разговорная речь у многих крайне примитивна и изобилует ошибками. В частности, многие студенты не способны охарактеризовать внешний облик какого-либо объекта или животного (даже с использованием иллюстрации); не могут без запинки прочитать вслух текст в предложенной книге, если слова в состоят из шести и более букв. Материалы к семинарам, коллоквиумам, курсовым работам бездумно «скачиваются» из Интернета («как есть», без сопоставления, анализа и последующей доработки).
В последние годы преподавание традиционными методами (чтение лекции и использование плакатного иллюстративного материала, в том числе и с интерактивными досками) становятся менее эффективными, потому что часто студенты не воспринимают подаваемую им информацию. Словно преподаватель и студент говорят на разных, не знакомых друг другу, языках. Поэтому они почти никогда не задают вопросов, поскольку всё или многое из сказанного им непонятно.
С другой стороны, многие студенты на лекциях не работают. Память - энергозависимый процесс, а мышление более затратный процесс, чем элементарное запоминание. Анализ контроля знаний и ответов на экзаменах показал неспособность многих студентов осмысливать услышанное и даже записанное. Часто правильный (заученный) ответ студентаn при рассмотрении его под ракурсом практического применения или сравнения с другими данными приводит студента в полное замешательство. Конечно, таковы не все студенты, но наряду с мотивированными абитуриентами на специализацию «охотоведение» стало поступать немало личностей, не прошедших по системе ЕГЭ в другие вузы. Отчасти, виной тому является снижение былого престижного статуса производственных профессий: инженеров, учителей и охотоведов. Место «высшего» приоритета в обществе заняла денежная купюра, а не личность человека. Все это в сумме является миной замедленного действия для будущего нашего государства, поскольку сейчас весь этот негатив «успешно реализуется» нашим подрастающим поколением.
Веерная подача заявлений на поступление сразу в несколько вузов предполагает случайное попадание абитуриентов в определенные вузы, на факультеты и на специальности. В этой связи значительная часть студентов обречены получить немотивированное образование. А это несчастье для них и горький труд для преподавателей.
Последние 20 лет в России идет непрерывная череда реформ в образовательной сфере, в которых игнорируется богатый позитивный опыт отечественной педагогики, а заимствование зарубежных моделей преподавания происходит фрагментарно и бессистемно.
Традиционно процесс обучения в вузе складывается из трёх блоков – лектория, практикума и самостоятельной работы, – что обеспечивает логичное последовательное запоминание и усвоение учебного материала студентами (рис. 1).
Но за последнее десятилетие образовательные стандарты на учебные дисциплины несколько раз менялись, доля часов аудиторных занятий уменьшилась в среднем вдвое (рис. 2). Это означает, что часть тем даётся студентам на самостоятельное изучение – и теоретические основы, и практические аспекты, что существенно снижает эффективность усвоения материала.
Поскольку до 80% информации из внешнего мира человек получает при помощи зрения, внедрение в учебный процесс современных мультимедийных технологий, казалось бы, должно радикально изменить эффективность обучения. Установлено, что мышление активизируется, когда стабильность окружающей среды нарушается. Тогда любая нестандартность поведения может изменить жизнь особи в лучшую или худшую сторону (Савельев, 2005). В этой связи нестандартность хода лекции с отвлеченными репликами, или даже коротким анекдотом активизирует деятельность мозга слушателя.
Сейчас все лекции и большинство лабораторно-практических занятий обеспечены мультимедийным сопровождением в виде слайдов, видеофильмов и другого современного оборудования, что несколько повысило интерес к занятиям у студентов. Однако адекватного повышения уровня знаний и успеваемости у студентов очной формы обучения не отмечается. Некоторые студенты фотографируют на занятиях демонстрируемые слайды, но не записывают комментарии к ним, то есть продуктивно не работают. У большинства заочников и обучающихся на курсах повышения квалификации, имеющих производственный опыт, мультимедийное сопровождение существенно повышает эффективность усвоения материала, что проявляется в активном обсуждении ими рассматриваемых вопросов и проблем.
Таким образом, для формирования современного гармонично развитого квалифицированного специалиста на государственном уровне необходимо обеспечить его продуктивное воспитание в период импринтинга (действия наследственных генетических программ) и неизбежного каждодневного труда (учебы) в начальной и средней школах, когда развиваются мыслительные способности человека.
В результате в полной мере развивается и реализуется наследственный потенциал индивидуума, его природные способности и таланты. В дальнейшем предоставить свободное право мотивированного (без ЕГЭ) выбора своей профессии. Трудолюбивые мотивированно заинтересованные в получении знаний студенты являются наиболее успешными в вузе. Для отбора таких студентов следует вернуться к их конкурсному диалоговому отбору при приеме в вуз.
В связи с переходом вузов на новые образовательный стандарт (со значительным сокращением аудиторных занятий и опережающей самостоятельной работой студентов) для достижения требуемого качества образовательных услуг необходим ряд мер: широкое внедрение в учебный процесс современных мультимедийных технологий; по всем учебным дисциплинам регулярный выпуск учебников и учебных пособий с грифом УМО, а также учебных и методических пособий для лабораторно-практических занятий и учебных практик. Применение современных образовательных технологий и издательская деятельность должны быть важными критериями оценки работы преподавателей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ