Вопросы совершенствования практической подготовки студентов-охотоведов
С.В. Мараков, Кировский сельскохозяйственный институт
Формирование будущего специалиста охотничьего хозяйства в значительной мере зависит не только от теоретической подготовки, но и от характера и содержания учебной и производственной практики. Между тем в этом деле имеется ряд упущений и недоработок, происходящих по вине всех сторон (вузов, охотхозяйственных предприятий и главков), обязанных совершенствовать эту работу.
Так, ограниченная база учебных хозяйств охотоведческих факультетов сельскохозяйственных институтов не позволяет во всем объема знакомить студентов на учебной практике, в частности, с современными техническими средствами, которыми пользуются охотничьи предприятия. Можно ли, например, согласиться с тем, что столь необходимый для освоения отдаленных таежных и тундровых угодий снегоход "Буран" был разослан куда угодно, только не в учебные хозяйства охотоведческих факультетов. Как правило, не привлекаются они и к апробированию новых орудий промысла и технических средств охотничьего хозяйства, хотя кому как не вузам, готовящим охотоведов, в первую очередь принимать участие в этом деле.
В связи с переходом к обязательному выполнению выпускниками дипломных работ особое значение приобретает совершенствование производственной практики - трехмесячной после третьего курса и пятимесячной после четвертого курса. Без сомнения, успех практики, ее результативность как в учебном, так и в производственном плане зависит от согласованности действий факультетов с руководителями охотпредприятий и охотничьих управлений. Если руководители охотничьих хозяйств, дающие заявку, одновременно четко сформулируют и задачи, в решении которых будет принимать участие практикант, то преподавателям будет легче целенаправленно подготовить студента к практике. При этом надо стремиться сохранять преемственность практики как по месту проведения, так и по теме. Совершенно ясно, что силы, потраченные на организационно-методическую работу при подготовке производственной практики студентов-охотоведов, окупятся сторицею тем вкладом, который сделают исполнители для развития конкретного охотничьего хозяйства.
Видимо, следует шире привлекать студенческие силы во время практики не только к работе в уже сложившихся охотничьих хозяйствах, но и к охотустроительным работам, обследованиям территории под будущие заповедники, наконец, к участию в научных охотоведческих экспедициях и т.д.
Улучшение производственной практики студентов-охотоведов во многом зависит от помощи, которую им могут оказать опытные преподаватели, бывая непосредственно на местах их работы. Очевидно, надо создать условия, чтобы преподаватели основных охотоведческих дисциплин имели постоянную возможность это делать. Разумеется, что регулярный контроль практики студентов в охотничьих хозяйствах со стороны преподавателей будет тесно связан с возможностью оказания помощи посредством консультации специалистам самого хозяйства.