К.Ф. Елкин - Охотоведческое образование - на уровень новых задач
Статья напечатана в журнале "Охота и охотничье хозяйство" N 2, 1965 г.
История организации советского охотоведческого образования имеет уже солидный стаж - четыре десятилетия. От небольших курсов и прикладных уклонов в университетах подготовка охотоведов переместилась на специальные отделения и факультеты. Вместо краткосрочного обучения, измеряемого месяцами и в лучшем случае одним-двумя годами обучения, в практику охотоведческого образования вошел всеобщий вузовский курс обучения в четыре-пять лет. Вместо самодеятельных программ обучения введен цельный учебный план, отвечающий в основном современным требованиям.
С совершенствованием подготовки охотоведов охотничье хозяйство поднималось на более высокую ступень. Вокруг охотоведческих учебных заведений концентрировались лучшие деятели охотничьего хозяйства, именно здесь главным образом определялось основное направление в развитии охотхозяйственной отрасли, отсюда в охотоведческую науку и производство шло все лучшее и передовое.
За советский период было подготовлено приблизительно 1400-1500 охотоведов, включая и зоологов - выпускников университетов, специализировавшихся в области изучения охотничьих животных. Из этого числа охотоведов к настоящему времени по прямой и смежным специальностям работает около 500-550 человек (непосредственно в охотничьем хозяйстве около 450 человек). Естественно, что для нашей большой страны эти цифры чрезвычайно незначительны.
Какова фактическая потребность в специалистах-охотоведах и в какой мере она удовлетворяется? Попытки выяснить положение вопроса предпринимались многократно. В 1956 году кафедра охотоведения Иркутского сельскохозяйственного института разослала заинтересованным организациям запросы. Получено было с мест 13 разноречивых ответов, причем такие столь перспективные в охотхозяйственном отношении районы, как Новосибирская область и Якутская АССР, требовали соответственно 5 и 12 человек, тогда как Винницкая область, Украинская ССР, - 62 человека, Краснодарский край - 50 человек и т. п.
Кафедра исходя из числа районов и колхозов, занимающихся охотничьим хозяйством, вывела примерную потребность в специалистах для РСФСР - 3000 охотоведов, в том числе для районов Севера - 1000. В том же году Управление Крайнего Севера Министерства сельского хозяйства РСФСР подсчитало потребность в охотоведах для северных районов, которая оказалась равной 343 специалистам. Роспотребсоюз в 1957 году планировал свою потребность в охотоведах на 1959-1965 гг. в 270 человек.
В 1958-1960 годах мы при содействии кафедры охотоведения Иркутского сельскохозяйственного института разослали несколько тысяч анкет по организациям (было получено свыше 800 пригодных к обработке ответов) и изучили имеющиеся ведомственные материалы. Выяснилось, что фактическая потребность в охотоведах очень большая, она, измеряется не десятками и сотнями человек, а более внушительной цифрой. Специалисты с охотоведческим и охоттехническим образованием нужны в количестве не менее десяти с половиной тысяч человек. Выводя эту цифру, мы принимали во внимание не только пожелания охотничьих организаций на данный период времени, но и учитывали перспективы дальнейшего развития охотничьего хозяйства в каждой республике и области. Эти данные, сведенные в двух следующих ниже таблицах, могут служить исходным материалом для налаживания в широком масштабе подготовки специалистов охотничьего хозяйства.
Название республики | Потребность в специалистах |
РСФСР | 7920 |
в т.ч. Сибирь и Дальний Восток | 3006 |
Украинская ССР | 1360 |
Белорусская ССР | 304 |
Молдовская ССР | 81 |
Прибалтийские республики | 166 |
в т.ч. Литовская ССР | 84 |
Латвийская ССР | 45 |
Эстонская ССР | 37 |
Среднеазиатские республики | 493 |
в т.ч. Узбекская ССР | 251 |
Туркменская ССР | 89 |
Киргизская ССР | 86 |
Таджикская ССР | 67 |
Кавказские республики | 357 |
в т.ч. Грузинская ССР | 148 |
Азербайджанская ССР | 139 |
Армянская ССР | 70 |
ВСЕГО | 10 627 |
Название ведомственных организаций | Потребность в специалистах |
Управление охотничьего хозяйства: | |
республиканский, краевой, областной и окружной аппарат | 292 |
межрайонный и районный аппарат | 2662 |
госпромхозы и другие госохотхозяйства, заказники и заповедники | 445 |
Всего | 3409 |
Общества охотников (включая военных охотников): | |
республиканский, краевой, областной и окружной аппарат | 321 |
межрайонные и крупные районные общества и первичные охотколлективы | 1650 |
приписные охотничьи хозяйства | 456 |
Всего | 2427 |
Потребительская кооперация: | |
республиканский, краевой, областной и окружной аппарат | 160 |
кооперативные охотхозяйства и заготконторы | 2738 |
Всего | 2898 |
Управление лесного хозяйства: | |
республиканский, краевой, областной и окружной аппарат | 132 |
лесхозы, лесхоззаги и другие комплексные хозяйства | 984 |
Всего | 1116 |
Управление сельского хозяйства: | |
республиканский, краевой, областной и окружной аппарат | 35 |
колхозные и межколхозные охотпроизводственные хозяйства | 306 |
Всего | 341 |
Охотустроительные экспедиции, учебные и научно-исследовательские учреждения | 436 |
ВСЕГО | 10 627 |
Больше всего охотоведов в потребительской кооперации, хотя и там число специалистов очень незначительно. В Роспотребсоюзе имеются данные о наличии охотоведов в 50 облпотребсоюзах в 1957 году и 40 облпотребсоюзах и 62 коопзверопромхозах в 1959 году. По этим сведениям, в заготовительных управлениях облпотребсоюзов 50 процентов охотоведов или инструкторов по пушнине имеют некоторое специальное образование (курсы, заготовительные техникумы и, в порядке исключения, высшее охотоведческое). Что касается районных работников - охотоведов и охоторганизаторов, то эти должности заняты людьми с начальным, семилетним и в редких случаях с общим средним образованием. Более того, в преобладающем числе облпотребсоюзов и райзаготконтор должности охотоведа не существует вовсе.
Не лучше положение и в других ведомственных организациях. Так, 90 процентов начальников областных, краевых, окружных, республиканских охотинспекций не имеют специального образования, из них 40 процентов без общего среднего образования. В обществах охотников в качестве охотоведов работают главным образом неспециалисты.
Охотоведческое образование необходимо развивать в двух направлениях, на которые в свое время указывал еще Г. Г. Доппельмайр (1924). Это, так называемое, по Г. Г. Доплельмайру, секционное преподавание охотоведения, когда основной задачей обучения является специализация в области охотничьего хозяйства, а также преподавание охотоведения в лесных, сельскохозяйственных, ветеринарно-зоотехнических институтах, на отделениях рыбоведения и биологических факультетах университетов, где охотничье хозяйство представляет второстепенный предмет, но необходимый при основной специальности. Важны оба типа преподавания охотоведения, и первый - специальное охотоведческое образование - имеет решающее значение.
До сих пор очная подготовка специалистов базируется на отделении охотоведения Иркутского сельскохозяйственного института, наборы учащихся в котором были сначала в 25, 50 и сейчас в 75 человек. Специалистов, выпускаемых Иркутским сельскохозяйственным институтом, недостаточно даже для Сибири, не говоря уже о других районах страны. Заочная подготовка охотоведов организована в том же Иркутском сельскохозяйственном институте и с 1961 года во Всесоюзном сельскохозяйственном институте заочного образования, но размеры ее крайне недостаточны. При существующем положении вещей охотничье хозяйство не сумеет обеспечить себя квалифицированными специалистами в течение более полувека.
Необходим по крайней мере один охотоведческий институт и три факультета охотоведения. На базе отделения oxoтоведения в Иркутске следует создать комплексный учебный комбинат - Институт Севера. Эта идея не нова, она был близка к практическому воплощению в 1930-1934 годы, когда в Иркутске плодотворно действовал Иркутский пушносырьевой институт. В Институте Севера должны готовиться кадры высшей и средней квалификации, при этом основной упор должен делаться на подготовку специалистов из среды сибирских малых народностей. В Институте Севера должны быть факультеты: производственного охотоведения с количеством учащихся не менее 100 человек, пушно-мехового товароведения, оленеводства, малого рыболовства и морского зверобойного промысла, звероводства и пчеловодства. В учебный комбинат должны входить подготовительное отделение для поступающих в институт представителей малых народностей, техникум и институт.
Проблему кадров специалистов-охотоведов для европейской части РСФСР и Урала должен решать факультет oxoтоведения, расположенный в одном из городов европейской части РСФСР. Видимо, практичнее и удобнее этот факультет организовать в Кирове, где при Всесоюзном научно-исследовательском институте животного сырья и пушнины сосредоточены кадры квалифицированных охотоведов, могущих вести преподавание специальных дисциплин. При сельскохозяйственных институтах и академиях на Украине, в одной из прибалтийских и кавказских республик и в Казахстане желательно иметь самостоятельные охотоведческие факультеты, которые станут готовить специалистов-охотоведов для этих крупных, четко обособленных по условиям ведения охотничьего хозяйства регионов.
При всех охотоведческих институтах и факультетах необходимо создать заочные отделения и курсы для переподготовки практиков-охотоведов, имеющих большой стаж производственной работы.
Охоттехническое образование сконцентрировано сейчас в техникумах Центросоюза - Московском, Иркутском и Якутском. Учебные планы по охотоведению в техникумах нуждаются в пересмотре, так как они имеют типичный заготовительный уклон и несколько устарели. Нынешние охоттехники фактически не могут быть названы специалистами охотничьего хозяйства средней квалификации, потому что объем охотоведческих дисциплин при их обучении недостаточен.
Во всех лесохозяйственных вузах ведется преподавание курса биологии лесных зверей и птиц и, как факультативного, курса охотоведения. На оба курса отводится 66 часов. Трудно думать, что с таким багажом охотоведческих знаний лесоводы могут грамотно решать вопросы охотничьего хозяйства.
При лесохозяйственных и сельскохозяйственных институтах (на агрономических и зооветеринарных факультетах) обязательно должны быть кафедры охотоведения. Курсы охотоведения следует увеличить до 90-110 часов, а в лесохозяйственных институтах ввести специализацию по охотоведению на старших курcax. Вспомним, что подобная специализация при нынешней Ленинградской лесотехнической академии в пору работы там А.А. Силантьева и Г. Г. Доппельмайра дала ряд крупных лесоводов с охотоведческим уклоном, вложивших существенную лепту в развитие охотхозяйственной отрасли.
При биологических факультетах некоторых университетов (Московский, Томский, Среднеазиатский, Ленинградский и Уральский) нужно возродить охотоведческие уклоны, т. е. ввести специализацию зоологов старших курсов по охотничьим животным.
Говоря о подготовке охотоведов, Д. К. Соловьев (1929) писал: «Характерной особенностью охотоведения является именно то обстоятельство, что по существу дела в нем переплетаются в строгой логической связи дисциплины социально-экомические, естественно-исторические и даже чисто технические. Поэтому квалифицированные охотоведы получают, так сказать, широкую общеобразовательную подготовку...» Широкая подготовка охотоведов, включающая в себя комплекс различных охотоведческих дисциплин, была оправдана в свое время, сейчас же каждая охотоведческая дисциплина значительно выросла. Теперь уже почти бессмысленно стремиться к тому, чтобы современный охотовед в своей подготовке охватывал в полном объеме весь комплекс охотоведческих дисциплин, что вообще и не нужно. Уже С. А. Бутурлин (1932) намечал такую специализацию в охотоведческом образовании, подразделяя подготовку охотоведов на охотоведов-экономистов и организаторов и охотоведов с биологическим уклоном. Очень серьезный вопрос - текучесть кадров охотоведов с высшим специальным образованием. Анализируя распределение охотоведов выпускников Иркутского сельскохозяйственного института по различным организациям, было установлено, что отсев охотоведов, специалистов из охотничьего хозяйства очень велик. В первые два года, как правило, из отрасли уходит 15-18 процентов молодых специалистов, а по истечении 6-7 лет на специальной работе остается не более 30-35 процентов бывшего выпуска. Корень зла этого явления заключается в неправильном использовании охотоведов на специальной работе и в ненормальностях оплаты их труда.
Молодой специалист сталкивается в первую очередь с непониманием его задач и с недооценкой его роли. Обязанности охотоведа зачастую не определены. Поэтому в очень редких случаях охотоведы работают собственно по специальности, обычно же они вынуждены заниматься посторонними для них охотхозяйственными и заготовительными операциями.
Вопросы правильного использования специалистов-охотоведов, упорядочения оплаты их труда требуют немедленного решения. Уже сейчас охотоведы должны назначаться на должности согласно номенклатуре специальностей и должностей по охотничьему хозяйству. Такой номенклатуры пока не существует, ее предстоит еще разработать. Представляется, что номенклатура специальностей и должностей высшей и средней квалификации по охотничьему хозяйству должна быть составлена с учетом специализации в охотоведческом образовании. В нашей стране должно быть создано высокопроизводительное, цветущее охотничье хозяйство. Это возможно только при том условии, если охотничье хозяйство будет обеспечено в достатке квалифицированными специалистами-охотоведами.