О.К. Гусев - Проблемы охотоведческого образования
Статья напечатана в журнале "Охота и охотничье хозяйство" N 2, 1973 г. (Итоги дискуссии: "Совершенствовать подготовку охотоведов")
Высшая школа является могучим фактором прогресса, одной из решающих ступеней на пути человечества к вершинам культуры и образованности.
«Вдумайтесь в одну только цифру, - говорил Л. И. Брежнев на Всесоюзном слете студентов 19 октября 1971 г., - к концу нынешней пятилетки каждый восьмой гражданин СССР будет иметь диплом об окончании высшего или среднего специального учебного заведения». Понятно, какое огромное значение имеет дальнейшее совершенствование содержания и методов преподавания в высшей школе, укрепление материально-технической базы вузов и техникумов. В Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР, принятом в июле 1972 г., обращается внимание на то, что уровень теоретических и профессиональных знаний выпускников некоторых вузов не отвечает возросшим требованиям науки и производства и дается широкая программа деятельности по совершенствованию высшего образования в стране.
Министерству высшего и среднего специального образования СССР и соответствующим министерствам и ведомствам поручено осуществить в течение 1972-1974 гг. меры по совершенствованию учебных планов и программ высших учебных заведений, усилить подготовку студентов по общенаучным и общетехническим дисциплинам. Постановление указывает на необходимость систематически обновлять содержание всех преподаваемых дисциплин, активнее внедрять новые, прогрессивные методы обучения студентов, уточнить профили подготовки специалистов и привести их в соответствие с требованием современного производства, обратить особое внимание на подготовку специалистов широкого профиля.
Проблемам охотоведческого образования, улучшению учебной подготовки биологов-охотоведов наш журнал уделяет много внимания. В таких фундаментальных статьях, как «Охотоведческое образование - на уровень новых задач» (К. Елкин, № 2, 1965, передовая), «Охотничьему хозяйству - квалифицированные кадры» (В. Сафонов, № 7, 1971, передовая) и др., были решены некоторые актуальнейшие задачи обучения охотоведов.
Однако всем должно быть совершенно ясно, что требуемый высокий уровень содержания и методов обучения в высшей школе может быть достигнут и сохранен только а результате целеустремленного и, главное, систематического, постоянного совершенствования всего учебного процесса. Поэтому редакция приветствовала инициативу группы дальневосточных охотоведов (А. Берзин, Г. Косыгин и др.), предложивших поставить проблемы охотоведческого образования на широкое обсуждение. Письмо дальневосточных охотоведов, еще до его публикации в журнале (N9 4, 1972), было разослано редакцией охотоведческим факультетам Кировского и Иркутского сельскохозяйственных институтов, зоотехническому факультету ВСХИЗО, научно-исследовательским охотоведческим учреждениям, заведующим кафедрами, многим охотоведам и зоологам. Почти все отклики были опубликованы в журнале в прошлом году. Лишь несколько небольших корреспонденции и заметок, в которых повторялись уже обсуждавшиеся положения, остались ненапечатанными. Редакция получила также решение Совета зоотехнического факультета ВСХИЗО по докладу профессора А. М. Колосова «О состоянии и мерах улучшения подготовки биологов-охотоведов», в котором, наряду с рядом других предложений, предписано обобщить опыт обучения во ВСХИЗО и разработать новый план заочного обучения охотоведов на основе критических замечаний, опубликованных в журнале.
Участникам дискуссии, как и всегда при подобных обсуждениях в нашем журнале, была предоставлена возможность совершенно свободно высказать
свою точку зрения, В обсуждении приняли участие главные профессорско-преподавательские силы всех трёх готовящих охотоведов факультетов, многие научные работники и охотоведы-практики. Таким образом, организованный журналом очередной охотоведческий форум оказался весьма широким и представительным.
Теперь, после краткого вступления, мы переходим к обсуждению материалов дискуссии и подведению ее некоторых итогов.
Обсуждение учебного плана подготовки охотоведов, а также других аспектов охотоведческого образования может быть полезным и плодотворным только после рассмотрения таких общих вопросов, как место охотничьего хозяйства в системе материального производства, содержание охотоведческой науки и ее главные задачи. В. И. Ленин говорил,- что решая частные проблемы, не решив общих, мы будем постоянно натыкаться на эти общие проблемы. Поэтому можно только приветствовать, что выступления большинства участников дискуссии начались с обсуждения общих проблем, которые во многом определяют стратегию высшего охотоведческого образования.
МЕСТО ОХОТЫ В СИСТЕМЕ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
К. Маркс, как известно, выделял четыре крупные сферы материального производства: добывающую промышленность, сельское хозяйство, обрабатывающую промышленность и транспорт. В Большой Советской Энциклопедии (И.М. Будницкий. Добывающая промышленность. ВСЭ, т. 8. Изд. 3-е, 1972) дается следующее определение понятию добывающая промышленность: «...отрасли производства, занимающиеся добычей различного сырья и топлива из недр земли, из вод и лесов. Основные отрасли добывающей промышленности: добыча полезных ископаемых... охота, рыболовство, добыча морского зверя, китов и морепродуктов, заготовка древесины». Таким образом, и сто лет назад и сейчас политэкономы относили и относят охоту к одной из основных отраслей добывающей промышленности.
Однако с того времени, когда человек перестал пользоваться лишь процентами с капитала природы, а поставил перед собой задачу увеличить ее капитал, начался период формирования принципиально новой сферы материального производства. Развитие взаимоотношений между человеком и природой требует присоединения к мнению академика Н. Федоренко (Н. Федоренко. Природа глазами экономиста. Лит. газ. № 33, 16 авг. 1972), который говорит о существовании в настоящее время пятой крупной сферы материального производства - воспроизводства природных ресурсов.
Времена палеолитического собирательства канули в Лету. Процесс восстановления запасов охотничье-промысловых животных, строго говоря, уже нигде или почти нигде не является естественным. Даже отдаленные охотничьи угодья Сибири и Дальнего Востока ощущают заметную помощь человека в воспроизводстве природных ресурсов. Эта поддержка выражается в охране угодий, акклиматизации и реакклиматизации ценных животных, регулировании численности крупных хищников, организации спортивных и промысловых охотничьих хозяйств. Многие интенсивные охотничьи хозяйства становятся настоящими фабриками дичи, значительно увеличивают затраты на воссоздание природных ресурсов. Не за горами время, когда в охотничьих хозяйствах труд человека будет вкладываться в основном в воспроизводство охотничье-промысловых ресурсов, а сама охота станет лишь конечным звеном в сложном процессе охраны, повышения производительности, продуктивности и устойчивости охотничьих угодий. На содержание охотничьих хозяйств, охрану угодий, биотехнические мероприятия расходуются десятки миллионов рублей и эти затраты непрерывно возрастают, так как с их увеличением приумножается отдача обществу, ускоряется рост экономики.
Все эти соображения дают нам право исключить охоту из сферы добывающей промышленности и причислить ее к сфере воспроизводства природных ресурсов.
В одной из работ В. Скалон пишет: «Итак, область деятельности, имеющая перед собой ресурсы неживой природы, есть промышленность, те же отрасли, которые основаны на ресурсах живой природы, есть область сельского хозяйства, и не случайно В. И. Ленин отнес к области сельского хозяйства охоту» (В. Скалон. Основные принципы охотничье-хозяйственного строительства. В сб. «Вопросы производственного охотоведения Сибири и Дальнего Востока». Иркутск, 1970).
Понимание В. Скалоном того, что есть промышленность и что есть сельское хозяйство, расходится с мнением политэкономов; утверждение, что В. И. Ленин отнес охоту к области сельского хозяйства, также неверно.
В «Декрете об охоте», изданном СНК РСФСР 20 июля 1920 г. и подписанном В. И. Лениным, говорится, что «регулирование охотничьего дела поручается Нар. Ком. Земледелия». Однако возложение руководства охотой на Комиссариат земледелия не может служить основанием для зачисления охоты в сферу сельскохозяйственного производства. В Наркомате земледелия в качестве структурной единицы находилось Центральное управление лесами, которому в скором времени было передано управление охоты. Ведомственная соподчиненность отраслей хозяйства не является указанием на их принадлежность к той или иной сфере материального производства. В настоящее время в союзных республиках руководство охотничьим хозяйством возложено на самые различные ведомства, но это не определяет и не может определять место охоты в сфере материального производства.
Сельскохозяйственные угодья занимают 27% площади мировой суши (11% - пахотные земли, 16% - пастбища), охотничьи - в несколько раз больше. Охотничье хозяйство развивается и на совершенно не освоенных сельскохозяйственным производством категориях угодий - в лесах, тундрах, горах, степях, пустынях, на водоемах. Причастность к охотничьему делу подавляющего большинства сельскохозяйственных предприятий равна нулю.
Таким образом, мы не видим никаких заслуживающих внимания аргументов, доказывающих принадлежность охоты к области сельского хозяйства. Все данные говорят о том, что, во-первых, охотничье хозяйство является самостоятельной отраслью народного хозяйства и что, во-вторых, охота относится к бурно формирующейся в настоящее время новой сфере материального производства - воспроизводства природных ресурсов.
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ - БИОЛОГИЯ, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ - ОХОТОВЕДЕНИЕ
В. Скалон (№ 4, 1972) пишет: «Биология для охотоведа подсобна (выделено нами - О. Г.)... Прежде всего он занят вопросами экономики и организации и должен быть искушен в экономической географии, статистике, организации и руководстве предприятиями, в руководстве отраслью вообще». «Охотовед - прежде всего биолог», - считают некоторые другие участники дискуссии.
Для правильного решения этого вопроса требуется раскрыть содержание понятия охотоведение, выявить главные задачи охотоведческой науки, понять, в чем заключается смысл охотоведческой деятельности. Это имеет первостепенное значение для определения профиля подготовки охотоведов высшей квалификации.
Охотоведение - синтетическая, вполне самостоятельная научная дисциплина, но, как и все другие научные дисциплины, оно тяготеет к определенному кругу близких наук. В охотоведении осуществляется синтез многих отраслей знания. Оно объединяет фундаментальные и прикладные науки, описательные и экспериментальные научные направления. В нем самым тесным образом взаимодействуют естественные и общественные научные дисциплины.
Научные дисциплины и направления, определившиеся в результате прогрессивного развития охотоведения, образуют сложную систему его элементов. В настоящее время формируются или уже сформировались следующие десять структурных разделов охотоведческой науки: общее охотоведение, биологические основы охотничьего хозяйства, учет и оценка охотничье-промысловых ресурсов, охотустройство, организация и экономика охотничьего хозяйства, биотехния, техника охотничьего хозяйства, охотничье собаководство, товароведение охотничье-промысловой продукции, охрана и рациональное использование охотничье-промысловых ресурсов.
Охотоведение не является простой суммой специальных биологических дисциплин и специализированных охотоведческих направлений. Оно представляет собой внутренне целостную систему охотоведческих знаний, объединенных единством предмета исследования. Это именно органическое единство, а не механический агрегат частей; интеграл, а не простая совокупность знаний об охоте и охотничьем хозяйстве.
Главная задача охотоведения и его конечная цель - охрана, повышение производительности, продуктивности и устойчивости охотничьих угодий.
Основными средствами производства в охотничьем хозяйстве являются охотничьи животные, которые выступают в качестве биологических объектов, подчиняющихся определенным биологическим закономерностям, и в качестве естественных производительных сил Земли подлежащих учету и экономической оценке. Познание законов, управляющих жизнедеятельностью охотничьих животных, их учет и оценка как охотничьих ресурсов биосферы имеют основополагающее значение для охотничьего хозяйства. Только познав эти законы и оценив реальную и потенциальную мощность ресурсооборота в охотничьем хозяйстве, мы можем наладить рациональное освоение охотничье-промысловых ресурсов.
В современном охотничьем хозяйстве человек должен способствовать воспроизводству природных ресурсов, повышать производительность и устойчивость охотничьих угодий: содействовать увеличению кормовых и защитных свойств угодий, регулировать структуру популяций охотничьих животных, управлять численностью их врагов и конкурентов и т. д. Прерогатива в этом принадлежит одному из относительно самостоятельных научных направлений в охотоведении - биотехнии.
Эти разделы охотоведения служат для разработки комплекса экологических принципов, на которые опирается экономика охотничьего хозяйства. Разработка экологических принципов освоения охотничье-промысловых ресурсов, умение применять эти принципы в практике охотничьего хозяйства является главным, наиважнейшим, первостепенным для охотничьего дела. В этом высший смысл охотоведения, как науки, и высший смысл деятельности охотоведа, как специалиста.
«В условиях возрастающего людского населения ограниченность размеров Земли и нарастающее истощение ее природных ресурсов неизбежно потребует, чтобы ее экономика базировалась на прочных экологических принципах. Однако эта настоятельная необходимость еще недостаточно осознана», - пишет крупный современный ученый Р. Дюбос (Р. Д ю б о с. Человек и созданные им экосистемы. В кн. «Использование и охрана природных ресурсов», М., 1972). Философией экологического подхода пронизана вся современная литература об освоении производительных сил Земли и охране природы. Непреложность необходимости такого подхода для большинства современных охотоведов и биологов становится аксиомой.
Организация и экономика охотничьего хозяйства - один из важных разделов охотоведения, но поставленные перед ним задачи не являются самоцелью охотоведческой науки и практики, их решение служит лишь средством к достижению генеральной цели.
Говорить, что организация и экономика для охотоведа - главное, а биология - подсобна, так же странно, как утверждать, что экономика подсобна для экономиста, ветеринария - для ветеринара, животноводство, агрономия, зоотехния и агротехника - для зоотехника и агронома.
Работать в охотничьем хозяйстве сможет только тот охотовед, который глубоко овладел основами экологического подхода к освоению природных ресурсов, который всю свою деятельность строит на применении биотехнии и биологических основ охотничьего хозяйства. В сфере материального производства, имеющей дело с воспроизводством биологических природных ресурсов, именно биологическая подготовка специалиста будет определять уровень его профессиональной компетентности. Охотовед-организатор, не освоивший биотехнию и биологические основы охотничьего хозяйства, на производстве немыслим, так как организация и экономика охотничьего хозяйства есть прежде всего организация рационального использования и обогащения природных ресурсов.
Утверждая примат биологии в охотоведении, мы никак не хотим умалить необходимость хорошей организационно-экономической подготовки охотоведов. Охотоведу, не получившему в институте достаточно организационно-экономических знаний, трудно будет работать в охотничьем хозяйстве. Задача охотоведа состоит в том, чтобы сочетать глубокие знания биотехнии и биологических основ охотничьего хозяйства с не менее глубокими знаниями его организации и экономики, что является требованием внутренней логики охотоведения, его отражением, как органического единства. Утверждение о якобы существующей необходимости специализации охотоведов, о потребности в охотоведах с биологическим, организационно-экономическим, охотустроительным и т. д. уклоном кажется нам неправильным, о чем уже говорил В. Сафонов (№ 10, 1972). Такая однобокая подготовка охотоведов приведет к выпуску ущербных специалистов, которые не смогут работать в охотничьем хозяйстве.
Научная разработка основ организации и экономики охотничьего хозяйства находится у нас на недопустимо низком уровне, в связи с чем требуются радикальные меры для исправления создавшегося положения. Нет сомнения в том, что студенты-охотоведы должны получать более глубокие знания по научной организации труда, по основам управления охотхозяйственным предприятием. Однако признание этого факта не может поколебать фундаментальных теоретических основ специализации биологов-охотоведов, не может сделать биологическую подготовку для охотоведов подсобной.
Одним из наиболее примечательных аспектов настоящей дискуссии является, пожалуй, следующий: многие конкретные предложения сторонников отнесения охоты к сельскому хозяйству и умаления биолога в охотоведе находятся в противоречии с их общими декларациями. Открывшие дискуссию дальневосточные охотоведы пишут: «Хорошее знание зоологии просто необходимо охотоведу», «интересы дела требуют решительно восстановить права зоологии как таковой и непременно дополнить ее большим практикумом по зоологии, часов на 200 или более, без чего достаточной эрудиции... охотоведы иметь не будут» (№ 4, 1972). «Охотовед должен быть хорошим зоологом и ботаником», - говорит В. Скалон (№ 4, 1972). Эти же участники дискуссии требуют сократить курсы зоотехнических и агрономических учебных дисциплин: «Охотоведу совершенно нет нужды знать анатомию сельскохозяйственных животных... животноводство, полеводство в их обычной форме».
Ратуя за умаление биолога в охотоведе - настаивают на «решительном восстановлении прав зоологии», упорствуя в стремлении приписать охотничье хозяйство сельскому - требуют максимально сократить получение охотоведами сельскохозяйственных знаний. Так и должно быть: подлинные требования непосредственной действительности побеждают схоластические построения.
Министерство высшего и среднего специального образования СССР поступило в высшей степени правильно, утвердив учебный план биологов-охотоведов по специальности 2019 «биология» со специализацией «охотоведение».
БИОЛОГ-ОХОТОВЕД ИЛИ «УЧЕНЫЙ-ОХОТОВЕД»!
После того, как мы определили место охотничьего хозяйства в сфере материального производства, осветили главное в содержании охотоведческой науки и выявили ее основные задачи, мы можем более объективно обсудить предложение некоторых участников дискуссии переименовать биолога-охотоведа в «ученого-охотоведа».
Рассмотрение названных выше общих проблем уже само по себе наотрез отвергает это предложение. Звание биолог-охотовед как нельзя лучше подчеркивает место охоты в системе материального производства, главное в содержании охотоведческой науки, стратегию деятельности охотоведа в охотничьем хозяйстве.
Мы видим, что в первом случае слово «ученый» употребляется для того, чтобы человека «наученного чему-нибудь, выученного чему-нибудь» противопоставить самоучке, во втором - подчеркнуть, что данное лицо занимается наукой. Предложение называть охотоведа с высшим образованием «ученым-охотоведом», а со средним специальным - просто охотоведом, во-первых, констатирует, что окончивший техникум специалист ничему не учился и ничему не выучен, что нелепо, а во-вторых, вносит путаницу в номенклатуру, так как и другое значение слова ученый уже занято, оно имеет совсем иное содержание: ученый - специалист в какой-либо научной области, научный работник, сотрудник научно-исследовательского учреждения.
Некоторые охотоведы предлагают охотоведов с высшим образованием называть просто охотоведами, а специалистов, окончивших техникум, - охоттехниками, но печальный опыт переименований побуждает нас с большой бережливостью относиться к тем наименованиям, которые, как говорится, вошли в нашу плоть и кровь, стали нашей второй натурой. Прежде чем что-либо изменить, всегда следует вспомнить слова мудреца: нет большего заблуждения, чем полагать, что всякое изменение есть прогресс. Знакомое, привычное слово, имеющее терминологическое значение, имеет большую номенклатурную ценность. Замена его новым словом может быть произведена только после специальной научной ревизии, выдвинувшей для этого серьезные обоснования. Ссылка на то, что есть-де ученые агрономы - не основательна. На чужих ошибках нужно учиться, а не повторять их. Многие специалисты сельского хозяйства считают такое словосочетание нелепой случайностью и предлагают агрономов с высшим образованием называть просто агрономами, а специалистов того же профиля, окончивших техникум, - агротехниками.
КОНКРЕТИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Некоторые аспекты совершенствования структуры учебного плана, улучшения соотношения в нем объема общеобразовательных и специальных дисциплин являются прерогативой педагогической науки, специалистов Академии педагогических наук СССР, Министерства высшего и среднего специального образования СССР и РСФСР. Другие вопросы улучшения учебного плана, требующие охотоведческих знаний, должны решать охотоведы.
Многие конкретные предложения по совершенствованию учебного плана, сделанные группой дальневосточных охотоведов А. Берзиным, Г. Косыгиным и др., И. Кирисом, В. Скалоном (№ 4, 1972), Н. Свиридовым, Н. Литвиновым (№ 5, 1972), А. Фроловым, А. Фадеичевым и др., Н. Граковым (№ 6, 1972), Г. Монаховым (№ 7, 1972), Б. Лебле (№ 9, 1972), В. Сафоновым и А. Гейцем (№ 10, 1972) и некоторыми другими, заслуживают серьезного внимания. Кажутся вполне приемлемыми предложения о необходимости сокращения курсов физики и химии, анатомии сельскохозяйственных животных, животноводства, микробиологии, вирусологии. Совершенно прав, на наш взгляд, Н. Литвинов (№ 5, 1972), предлагающий восстановить курсы «зоология позвоночных» и «зоология беспозвоночных» и по каждому из этих курсов ввести экзамен. Следует внимательно изучить очень разумные предложения Б. Лебле (№ 9, 1972), который считает излишними курсы механизации охотничьего хозяйства, этнографии, физической и экономической географии, возражает против увеличения объема курса техника охоты, считает желательным ввести курс биогеоценологии, на важности изучения которого для охотоведов настаивает профессор В. А. Попов (В. А. Попов. Биогеоценология и охотничье хозяйвтво. Труды IX Международного конгресса биологов-охотоведов. М.. 1970). Требует изучения предложение профессора С. Лобачева (№ 9, 1972) о введении курса «общая биология», который должен предшествовать изучению ботаники и зоологии.
Анализ учебного плана специализации «охотоведение», опыт работы в государственной экзаменационной комиссии дают нам основание говорить о необходимости введения в учебный план двух новых учебных дисциплин: «Общее охотоведение» и «Биологические основы охотничьего хозяйства» и выделения из «Биотехнии» самостоятельной учебной дисциплины «Учет и оценка охотничье-промысловых ресурсов». Эти дисциплины являются собственно охотоведческими дисциплинами, их преподавание имеет первостепенное значение для подготовки охотоведов высшей квалификации.
Биологи-охотоведы с высшим образованием должны отличаться от практиков охотничьего дела широким теоретическим кругозором. В жизни, к сожалению, это наблюдается далеко не всегда, уровень теоретической подготовки охотоведов оставляет желать лучшего. В век стремительного развития новых представлений охотоведение испытывает процесс дифференциации, специализации и синтеза знаний. Учебный план подготовки охотоведов не учитывает этого беспрерывно совершающегося процесса совершенствования охотоведческих знаний, отстает от развития охотоведческой науки, носит на себе явные следы консерватизма.
В постановлении «Об итогах работы государственных экзаменационных комиссий по агрономическим специальностям в 1971 году» начальник Главного управления сельскохозяйственных вузов МСХ СССР В. Красота отметил слабое знание выпускниками некоторых вузов научных достижений классиков агрономической науки. Аналогичный упрек можно сделать и выпускникам охотоведческих факультетов. Драгоценное наследие замечательных отечественных охотоведов Л. П. Сабанеева, А. А. Силантьева, Д. К. Соловьева, Г. Г. Доппельмаира, Б. М. Житкова, В. Я. Генерозова, С. А. Бутурлина, П. А. Мантейфеля, С. Д. Перелешина, П. Б. Юргенсона и других не было усвоено ими в полной мере. Выпускники охотоведческих факультетов имеют весьма слабое представление о содержании охотоведения, о его методах и задачах, о его конечной цели, о высшем смысле охотоведческой деятельности и т. д. Причина этого лежит в слабой разработке и преподавании вопросов «Общего охотоведения».
Изучение частного никогда не заменит изучения общего. «Молекулярный подход» к изучению жизни не может заменить исследования процессов, протекающих в целом организме. Знакомство с частными охотоведческими дисциплинами ни в коей мере не исчерпывает проблем охотоведения, как единого целого.
Соотношение общего и частного в разных науках понимается по-разному. Задачей Общей биологии, например, является разработка фундаментальных биологических представлений и концепций, задачей Общей генетики - «изложение главных законов, фактов и обобщений всех этапов и направлений генетики» (Н.П. Дубинин. Общая генетика. Изд. «Наука». М., 1970). Главной задачей Общего охотоведения, по нашему мнению, является разработка фундаментальных охотоведческих представлений и концепций.
К проблемам общего охотоведения относится выявление принципов, которые со временем приведут к созданию фундаментальных концепций охотоведения. К задачам общего охотоведения относится и выявление соотношений между общим и частным в охотоведении, между охотоведением в целом и его структурными элементами, между слагающими его научными дисциплинами. К важнейшим задачам общего охотоведения относятся уточнение и выработка точных определений и строго формулированных понятий и т. д.
Вопросы общего охотоведения в результате хронической недооценки теоретических исследований разработаны крайне слабо, однако уже сейчас можно читать студентам-охотоведам курс «общее охотоведение» примерно такого содержания:
1. Содержание охотоведения, структура, предмет, методы и задачи, определение понятия «охотоведение». Взаимосвязь охотоведческой науки с другими научными дисциплинами.
2. Содержание, методы и задачи структурных разделов охотоведения.
3. Место охоты в системе материального производства.
4. Становление и развитие охотоведческой науки, научное наследие классиков охотоведения, охотоведческие научные школы, охотоведческие научно-исследовательские учреждения, их история, достижения и задачи.
5. Охотоведческое образование, истоки, современные учреждения, фундаменталь-
ные основы специализации биологов-охотоведов.
6. Будущее охотоведения, охоты и охотничьего хозяйства.
Изучение вопросов общего охотоведения позволит охотоведам приобрести цельное охотоведческое мировоззрение, широкий теоретический кругозор, поможет глубже познать и понять частные охотоведческие дисциплины. Прогресс охотоведческой науки, дальнейшее развитие охотничьего хозяйства во многом зависят от решения задач общего охотоведения. Разработка, изучение вопросов общего охотоведения требуют создания специальных структурных подразделений в научно-исследовательских учреждениях и выделения «Общего охотоведения» в качестве самостоятельной учебной дисциплины.
Несомненно, правы те участники дискуссии, которые настаивают на необходимости улучшения преподавания зоологии, так как специальность биолога-охотоведа есть в сущности специальность зоологическая. Тем не менее утверждение, что охотовед должен быть хорошим зоологом, еще не раскрывает сущности биологической подготовки охотоведов, так как даже глубокое освоение зоологии не сделает охотоведа хорошим охотоведом. Можно стать знатоком систематики животных, изучить строение черного таракана и систему кровообращения у ланцетника и быть никчемным охотоведом.
Наряду с такими учебными дисциплинами, как зоология позвоночных и зоология беспозвоночных, экология, зоогеография, биология охотничье-промысловых зверей и птиц, охотовед должен освоить специальный курс «биологические основы охотничьего хозяйства». Этот курс должен включать в себя, прежде всего, учение о популяциях, как об «элементарном объекте охотничьего хозяйства» (С. С. Шварц. Популяционная экология - теоретическая основа охотничьего хозяйства. Журнал «Охота и охотни чье хозяйвтво» № 4, 1969): динамика численности и прогнозирование урожая, экологическая структура популяций, влияние разных способов промысла на структуру популяции и ее динамику. Изучение основных параметров размножения, роста и развития молодняка, различных типов освоения территории, форм и механизмов общения животных, внутривидовых и межвидовых средств связи и их роль в разработке способов управления поведением животных, проблема «хищник и жертва в охотничьем хозяйстве» и т. д.- все это также является содержанием раздела «биологические основы охотничьего хозяйства».
В отличие от других биологических дисциплин, которые решают эти вопросы на «абстрактных» для охотничьего хозяйства моделях, «биологические основы охотничьего хозяйства» разрабатывают их на конкретных профилирующих видах охотничье-промысловых животных в конкретных условиях обитания. Поэтому «биологические основы охотничьего, хозяйства» являются подлинным руководством к действию в охотничьем хозяйстве.
«Мы убеждены в том, - пишет академик С. С. Шварц, - что полноценное использование эколого-популяционных закономерностей позволит поднять охот-
ничье хозяйство до передовой отрасли производства. При этом, несомненно, многие экологические закономерности, которые в настоящее время известны лишь в общих чертах, будут существенно уточнены. В конечном итоге это приведет к разработке научно обоснованных методов управления жизнью популяций в природе».
Научное направление, изучающее эти вопросы, зародилось на стыке зоологии и охотоведения и первоначально называлось «прикладной зоологией», но постепенно выделилось в относительно самостоятельное научное направление охотоведения. В настоящее время эти проблемы разрабатывают в основном охотоведы, преимущественно в охотоведческих научно-исследовательских учреждениях.
«Биологические основы охотничьего хозяйства», не заменяющие зоологии, экологии, зоогеографии и других биологических дисциплин, а конкретизирующие их на главных объектах и основных задачах охотничьего хозяйства, должны читаться в качестве самостоятельного учебного курса.
Учет охотничье-промысловых животных считается разделом биотехнии и преподается в едином с ней учебном курсе. Между тем прогрессивное развитие многих наук, в том числе охотоведения, привело к специализации ресурсоведческих исследований. Учет и оценка охотничье-промысловых ресурсов выделились из биотехнии в качестве самостоятельного научного направления.
Учет и оценка охотничье-промысловых ресурсов наряду с биологическими основами охотничьего хозяйства имеют основополагающее значение для охотоведения. Оно призвано для разработки методов и принципов учета и оценки охотничье-промысловых ресурсов, разработки научных основ службы учета охотничье-промысловых ресурсов на уровне конкретного хозяйства, области, всей страны. Завершающим этапом этих работ должна явиться классификация и инвентаризация охотничье-промысловых ресурсов, что имеет огромное значение для охотничьего хозяйства и изучения производительности и продуктивности биосферы.
Курс «Учет и оценка охотничье-промысловых ресурсов» должен читаться в качестве самостоятельного учебного курса, что будет отражать его специфичность как научной дисциплины, как одного из относительно самостоятельных структурных разделов охотоведения.
Разрабатывая конкретный учебный план - модель обучения охотоведов семидесятых годов, - следует не забывать о том, что высшая школа, как, впрочем, и любая другая, призвана учить не столько умению заучивать, накапливать информационные знания в сотах памяти, сколько и прежде всего «научить студентов думать» (В. Сафонов, № 10, 1972), зажечь в них желание самостоятельно мыслить, стремление к знаниям, сформировать у них научное мировоззрение, «Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь» (Л. И. Брежнев. Речь на Всесоюзном слете студентов 19 октября 1971 г.).
ВУЗ - НАЧАЛО СЕРЬЕЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Обобщая материалы настоящей дискуссии, мы стремились сосредоточить внимание на обсуждении некоторых общих, стратегических вопросов, от правильного решения которых во многом зависит повышение уровня охотоведческого образования. Составление оптимального учебного плана специализации «охотоведение» - дело ближайшего будущего. В Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране» учебные планы подготовки специалистов предложено рассмотреть и уточнить в 1972 - 1974 гг.
Обсуждение проблемы совершенствования охотоведческого образования в нашем журнале говорит о том, что создание оптимального учебного плана - вполне реальная задача, поскольку конкретные предложения большинства участников дискуссии оказались весьма близкими.
Следует, несомненно, принять предложение Н. Литвинова (№ 5, 1972) о необходимости сформировать комиссию из наиболее компетентных и профессионально осведомленных представителей охотоведческих факультетов, Главного управления сельскохозяйственных вузов МСХ СССР, Министерства высшего и среднего специального образования СССР и РСФСР. Учитывая предложения настоящего обсуждения, комиссия должна подготовить конкретный вариант оптимизированного учебного плана, который и должен быть рассмотрен и утвержден Министерством высшего и среднего специального образования СССР.
Оптимизация учебного плана - часть большой работы по совершенствованию содержания и методов преподавания в высшей школе. Эта работа, по выражению Л И. Брежнева, должна вестись «оперативно и постоянно». В дальнейшем требуется обсудить программы учебных дисциплин, методы обучения студентов, пути укрепления материальной базы факультетов охотоведения, вопросы улучшения охотоведческой практики, набора абитуриентов (А. Гейц, № 10, 1972). Настоящее обсуждение следует считать лишь началом серьезного разговора.
При всей важности для специалиста высшего образования не следует все же переоценивать его значение, видеть в нем единственный источник знаний, надеяться исключительно на них, уповать на магическую силу диплома. «Бумага свидетельствует только о приобретенном минимуме знаний, - говорит министр высшего и среднего специального образования СССР В. Елютин (В. Елютин. Специалисты завтрашнего дня. Лит. газ., № 11, 24 мая 1972), - ведь вуз не конечная, а начальная ступень серьезного образования, он дает специалисту знания, необходимые для самостоятельного мышления в своей профессии, остальное же - информированность, компетентность, степень профессиональной квалификации - в его собственных руках».