Подготовка в высшей школе специалистов по охотоведению и зоокультуре: Проблемы и переспективы
Подготовка специалистов - охотоведов ведется уже несколько десятков лет, в том числе и в Российском государственном аграрном заочном университете. В последние годы список вузов, где готовят охотоведов пополнился Московской сельхозакадемией им. К.А. Тимирязева, где с 2001 г. начата подготовка охотоведов. Подготовка ведется в соответствии с образовательным стандартом Минобразования по специальности «Биология», специализация - «Охотоведение».
Как биологическая и прикладная специализация "Охотоведение" требует знаний как биологического, так и технологического, организационного, экономического профилей. Большое количество времени, отведенного по стандарту на изучение таких дисциплин, как математика, физика, химия, биология человека и др., не позволяет в достаточной степени охватить дисциплины специального и общепрофессионального характера, необходимых специалистам для работы в охотничьих хозяйствах. Это и понятно, охотоведение, в первую очередь, прикладная дисциплина, а образовательный стандарт рассчитан на подготовку по фундаментальной дисциплине - биологии. Затрудняет обучение и отсутствие программы по данной специализации и по отдельным ее дисциплинам. Вузы формируют учебные планы по специальным дисциплинам по своему усмотрению, а не по единой программе, не определены даже основные дисциплины специализации. Это делает практически невозможным, в частности, переход студентов из одного вуза в другой по данной специализации - из-за несоответствия учебных планов. Поэтому в рамках унификации подготовки охотоведов на обсуждение выносится перечень основных дисциплин специализации, на основе которых и будет составлена программа подготовки по специализации «Охотоведение»: 1. Ресурсы животных; 2. Бонитировка охотничьих угодий (типология угодий; бонитировка угодий для основных видов животных; учет численности животных); 3. Воспроизводство ресурсов животных; 4. Техника промысла животных (орудия и приспособления для промысла; управление поведением животных с целью их промысла; виды охот).
В дополнении к основным необходим ряд сопутствующих дисциплин. Большое значение в образовании охотоведов приобретает знание современных концепций (государственных программ) по сохранению биологического разнообразия. Экономические, географические и биологические основы государственной стратегии по сохранению биоразнообразия необходимо отразить в учебных программах, а также такие важные составляющие охраны природных ресурсов, как разведение животных в искусственных условиях (зоокультура), реставрация ландшафта для целей охотхозяйства, ранчирование (т.е. ведение хозяйства на ограниченных территориях) и т.д.
Это актуально и по другим специализациям природоохранного направления, например, "Охрана природных ресурсов", «Зоокультура». Специализация «Зоокультура» открыта в 1999 г. на зооинженерном факультете МСХА в рамках специальности «Зоотехния» и включает такие дисциплины специализации: «Ресурсы животных»; «Биотехния с основами экологии»; «Зоокультура беспозвоночных»; «Зоокультура позвоночных».
Задачей данной специализации является изучение современных направлений и методов разведения различных видов диких животных в искусственных условиях, их целей, задач и проблем, а также подготовка специалистов, знающих экологию и биологию животных, особенности их содержания и разведения, мероприятия по сохранению видового состава и численности. Особое внимание уделяется технологиям разведения диких животных в искусственных условиях. Изучаются вопросы зоокультуры на различных уровнях: от охранных мероприятий до доместикации.
Также очень остро стоящая проблема - отсутствие современных учебников и учебных пособий для студентов даже по основным дисциплинам. Классические труды 70-х годов не потеряли свою значимость, но они требуют обновления, как морального, так и физического. Для реализации издания полноценных современных учебников и пособий по упомянутым специализациям необходимо создание комиссии по организации авторских коллективов. При написании учебников и пособий следует учитывать «Национальную стратегию сохранения биоразнообразия России» и изменения направленности охотничьего хозяйства (особенно в Европейской части РФ) от промхозов к коммерческому отстрелу. Это требует дополнительных усилий для создания нормативной базы для организации, проектирования и эксплуатации территорий и программ, связанных с экономической эффективностью и организационными основами коммерческих и любительских охот.
Немаловажную роль играют дисциплины, связанные с юридическими основами охотничьего хозяйства. Поэтому для совершенствования образовательных услуг, необходимы разработки, дающие основы юридической подготовки и ориентации в современном законодательстве (в области охраны охотничьих животных; в области использования охотничьего оружия; в области территориальной охраны как на региональном, так и на местном уровнях).
Подводя итог вышесказанному, остановимся на следующих положениях, которые,
на наш взгляд, могут повысить уровень подготовки будущих специалистов по охране природных ресурсов, зоокультуре и охотоведению.
-Дифференциация внутри образовательного стандарта (количество часов на специальные дисциплины для прикладных специализаций должно быть увеличено).
- Необходимо активизировать усилия по созданию учебных программ по специализациям, связанным с сохранением биоразнообразия.
-Требуют развития образовательные услуги в области экономики и организации коммерческой охоты, промысловой охоты, традиционной эксплуатации ресурсов животных.
- Необходимо создание комиссии по изданию учебников и учебных пособий по вышеупомянутым специализациям (охотоведение, охрана природных ресурсов, зоокультура).
- Целесообразна, в порядке обсуждения, постановка вопроса о создании отдельной специальности - «Охотоведение» для высших учебных заведений. Современное положение в охотничьем хозяйстве страны требует не только фундаментальной биологической подготовки, но и экономической, технологической, правовой. Открытие новой специальности «Охотоведение» делает возможным составление государственного образовательного стандарта в соответствии с потребностями данной отрасли, то есть наполнение его необходимыми дисциплинами, в том числе и прикладного характера.